Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

«Кинотавр» 2020: рецензия на фильм «Вмешательство»

Ранее самый многообещающий, а ныне один из самых разочаровывающих фильмов 31-го «Кинотавра» о запретной любви простой провинциальной девушки и кардиохирурга.

Добавить в закладки
Пацаны в спортивках жгут: рецензия на фильм «Вмешательство»

Трейлер

Девушка Маша (Анна Чиповская), живущая в безымянной провинциальной глубинке, ежедневно терпит токсичное поведение парня и серость окружающих пейзажей; отец пьёт, единственная доступная работа — танцовщица в клубе, и даже постоянный кашель с кровью, всё чаще волнующий героиню, близкие единодушно игнорируют. В один момент порочный круг обрывается: девушка замертво падает со сцены, оказывается в больнице, периодически вспоминает обрывки эпизодов из операционной и приходит в себя уже новым человеком. Для пущей ясности метафоры Маша позже заявит своему спасителю-хирургу (Андрис Кейшс), что тот починил ей сердце — исправил больной израненный орган и смог прекратить нескончаемые сомнамбулические страдания. После пробуждения (физического и, куда уж без этого, духовного) Маша влюбляется в доктора — разумеется, чтобы их чувства в финале, как и во всяком бульварном романе, оказались роковыми.

Кадр из фильма «Вмешательство»

Если и существует феномен так называемой русской драмы со всеми её заштампованными образами и сюжетами, то «Вмешательство» является его флагманом. В широких кругах когда-то считали, что любое отечественное кино на тему жизни в провинции и тяжёлой судьбы её обитателей снято долгими крупными планами, душащими своей многозначительностью, а его герои страдают в привычно приглушённом свете на фоне обшарпанных стен. Ксения Зуева, режиссёрка трагедии «Близкие», в своём новом фильме, кажется, решила экранизировать все эти шаблоны. Ещё, само собой, акцентировав внимание на автобиографичности истории и выдержав серьёзнейший хронометраж в два с лишним часа.

Провинциальные гопники, одевающиеся в фирменный Adidas и Reebok, а в перерывах, судя по всему, захаживающие в местный Uniqlo на углу, разыгрывают любовный треугольник в декорациях серых панелек. Гаражи, кругом снег, ближайшая больница — кто бы думал? — в нескольких километрах, а единственные места досуга — падик (или двор рядом с падиком) и клуб. Оно, может, и так, на анализ достоверности мы не претендуем, но вот то, что Зуева в своей вроде бы предельно личной истории использует настолько очевидные образы, уже лишает кино всякой уникальности. Здесь даже сексом по негласному договору с монтажёром занимаются только под псевдочувственную инструментальную музыку.

Кадр из фильма «Вмешательство»

Причём, как показывает опыт, любой избитый конфликт, а уж тем более классический любовный треугольник можно развернуть во что-то оригинальное. «Любовники» Джеймса Грея, например, вообще были основаны на для кого-то устаревших «Белых ночах» — но мелодрам сильнее по своему накалу с тех пор почти не выходило. Хотя Зуевой скорее нравится снимать — и тут её сложно не понять — очаровательную Анну Чиповскую, мило покусывающую губы и мечтательно закатывающую глаза. Облик её персонажа, безусловно, обладает каким-то неописуемым джейнэйровским магнетизмом, вот только чем дальше авторы фокусируются на её, скажем честно, не очень уж динамичном внутреннем противоборстве, тем яснее становится, что кто-то неосознанно затягивает действие.

Зуевой важнее лишний раз выдержать паузу или, что ещё хуже, добавить пару планов, объясняющих и без того понятную сцену. Чиповская падает замертво. Мы видим её последнюю фантазию — мечту о несбыточной любви, которая сама по себе подчёркивает трагизм. Снова тот же план лежащей Чиповской. Ещё один — на этот раз с другого ракурса: наверное, чтобы не дать зрителю ложной надежды. Можно было бы посоветовать на всякий случай вставить интертитр «Она умерла», но не хочется, чтобы Ксения Зуева приняла это за реальный совет.

Кадр из фильма «Вмешательство»

Для сюжета о том, что один любит, но бьёт, а другой разрывается между семьёй и молодой пассией (привет, вечерние сериалы с пресловутого телевидения), два часа — хронометраж непосильный. Сцены секса, снятые с самых безопасных ракурсов, вроде бы забивают эти пустоты, но чувственности и эмоциональности (а уж тем более откровенности, которую мы, думается, зря не ценили в «Верности») в них не больше, чем в рекламе презервативов. В этой ситуации особенно жаль Чиповскую, сделавшую из голема Маши настоящий — пускай и глуповатый — характер по-хорошему импульсивной девушки.

И вроде бы Зуева уже доказала, что умеет работать с мрачными сюжетами о двойственности человеческой натуры, а уж тем более с историями о страдающих провинциалах. «Близкие», пускай иногда и неряшливо, но говорили о ней как о режиссёрке с предельно внимательным взглядом к каждой стороне конфликта и всякой личности, погрязшей в безрадостном российском быте. Во «Вмешательстве» ей интересна только Маша — героиня, безусловно, важная в контексте сюжета, но не единственная. Её нервный парень Гоша, страдающий от материнской нелюбви и отсутствия нежности, о своих проблемах заявляет вполголоса (хотя, что забавно, постоянно орёт), чтобы зрители случайно не начали ему симпатизировать. Кардиохирург так вообще безэмоционально шляется по больнице и дому, лишь изредка говоря о тревожащей его разнице в возрасте.

С другой стороны, настолько радикально реагировать на вроде бы личную важную историю максимально неудобно. Для автора и прочих участников кинопроцесса «Вмешательство», понятное дело, может играть колоссальную роль. Вопрос исключительно в том, насколько киноязык и сценарий будут понятны всей прочей публике. Если Зуева смогла выразить свою рефлексию и разобраться во всей любовной эзотерике — пускай. Другое дело, что зритель, ненароком попавший на сеанс «Вмешательства», себя скорее запутает. Тут не только любить — жить не захочется во всей этой адидасовско-панельной России, откуда сбежать можно, только умерев.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?