Одна из лучших российских комедий последних лет, которая может стать по-настоящему народной
Рома (Корешков) и Наташа (Александрова), живущие в приморском Геленджике, собрались пожениться, но их взгляды на будущее торжество принципиально разошлись с тем, что запланировали для них родители. Отец Наташи, чиновник-нувориш (Цапник), воспринимает надвигающуюся дату как шанс покрасоваться перед родственниками, друзьями и партнерами по бизнесу, в то время как сама Наташа хочет скромную романтичную свадьбу в стиле ее любимой диснеевской «Русалочки». В конце концов будущие молодожены решают устроить две свадьбы – сначала поплясать в ресторане, а затем улизнуть на закрытую церемонию на берегу моря.
Если бы некогда популярный киноцикл «Особенности национальной…» не был дискредитирован слабенькими «Политикой», «Подледной ловлей» и совсем невменяемой «Баней», «Горько!» вполне можно было бы озаглавить «Особенности национальной свадьбы». Потому что, несмотря на модную картинку «от первого лица» (весь фильм являет собой якобы свадебное видео, снятое другом молодоженов), в основе ленты все та же старая добрая формула «пей-гуляй-дерись-мирись».
В «Горько!», правда, к этому нехитрому жизненному девизу добавлена приставка «родных не выбирают», и это делает картину не просто набором анекдотов со свадеб, а вполне законченным, внятным высказыванием, по трогательности и душевности способным на равных состязаться с самыми заметными западными фильмами на эту тему – например, «Большой греческой свадьбой». Семья есть семья, и разве так уж важно, кто восхищается Verve, а кто ревет во всю глотку «Утоли моя печали, Натали»? Причем в «Горько!» понятие «семья» крайне растяжимо – это и родители, и братья, и вечно пьяный дядя Толя, и друзья-вдвшники, и школьные приятели-придурки, и даже залетный столичный тамада Сергей Светлаков.
Светлаков, к слову, в промокампании подается главной звездой фильма, но на деле его роль тянет максимум на расширенное камео, причем на его месте могло бы быть абсолютно любое «медийное лицо». Срабатывает здесь весь актерский ансамбль целиком – актеры подобраны крайне фактурные, такие, чтобы внешность говорила сама за себя, так что авторам даже не нужно отвлекаться на объяснения, кто это, что это и зачем. Все силы они бросают на аутентичную, затягивающую картинку (эффект присутствия создается потрясающий) и сценарий, в котором буквально что ни реплика, то потенциальная крылатая фраза.
В то же время «Горько!» будет непросто пробиться к зрителю – формат «быдло-комедии» отсечет от фильма «утонченную» аудиторию, при том, что на деле он куда умнее, остроумнее и попросту профессиональнее подавляющего большинства того, что снималось у нас в этом жанре в последние годы. Это броское, смелое и вызывающее, но ни в коем случае не пошлое кино – и, к слову, после него патриотизм и любовь к своей стране и народу просыпаются не в меньшей степени, чем после той же «Легенды № 17