Герои не умирают – и монстры тоже. C 1933 года гигантский самец гориллы Кинг Конг не раз погибал на экране, но его снова и снова возрождали для новых поколений зрителей. В этом году Кинг Конг возвращается в кадр в многомиллионном блокбастере
Мы не можем до выхода ленты в российский прокат раскрыть все ее тайны, но мы многое можем рассказать о фильме, где американские ученые и военные в 1973 году исследуют тропический остров и обнаруживают там чудовищ, среди которых Кинг Конг – отнюдь не самый большой и страшный.
«Кинг Конг» и его ремейки
Создатель Кинг Конга Мериан Купер был не из тех, кто лишь грезит о приключениях. До того как заняться кинематографом, Купер был бравым военным летчиком. Он участвовал в Первой мировой войне, а затем как доброволец воевал на стороне Польши в советско-польской войне 1919-1921 годов. Он даже был в советском плену, где его допрашивал Исаак Бабель, в то время политработник Первой конной армии. Купер смог бежать из плена незадолго до заключения мира. Первый глава возрожденной Польши Юзеф Пилсудский наградил его высшим военным орденом Virtuti Militari.
Не угомонившись, Купер после завершения войны стал журналистом и путешественником. В 1925 году он вместе с коллегами выпустил документальный фильм «Трава», рассказывающий о путешествии в отдаленные уголки Ирана, населенные кочевниками. Одним из авторов ленты был оператор Эрнест Шодсак, тоже бывший военный летчик и будущий сорежиссер «Кинг Конга». «Трава» была приобретена для проката компанией Paramount, и сооснователь студии Джесси Ласки заказал Куперу и Шодсаку еще несколько картин со съемками экзотической природы.
Все эти годы – с того самого времени, когда Купер мальчишкой научился читать, – режиссер-путешественник был увлечен гориллами. Одной из любимых книг его детства была история исследования Африки. Маленького Мериана особенно поразил рассказ западного путешественника о столкновении с огромной гориллой, которую местные жители называли «королем леса».
Когда в 1928 году Купер снимал в Африке свою третью режиссерскую работу «Четыре пера» (в отличие от «Травы», это было художественное кино с использованием документальных съемок), он наконец-то смог полюбоваться гориллами в природе. Тогда режиссер решил, что уговорит голливудцев снять кино о приматах, причем обязательно о могучих и пугающих. Вскоре после этого он увидел в Нью-Йорке самолет, который пролетал над небоскребами. Внезапно ему пришла в голову мысль создать кино о столь гигантской горилле, что она сможет забраться на небоскреб и ее придется расстреливать из самолетов, чтобы она не натворила бед. Гигантское чудо природы против грандиозного чуда цивилизации – это был образ, перед которым, как считал Купер, не устоит ни один зритель.
Помимо небоскреба Купер хотел противопоставить гигантскую гориллу огромному ящеру. Один из его друзей-путешественников исследовал варанов с острова Комодо, и Купер предполагал, что снимет схватку реальной гориллы с реальным вараном, а затем представит дело так, будто оба существа куда больше, чем на самом деле. В итоге картина использовала новаторскую кукольную анимацию, созданную пионером спецэффектной индустрии Уиллисом О’Брайаном, и «ни одно животное на съемках не пострадало». Зато слово «Комодо» навело Купера на мысль назвать свою гориллу «Конг» (постановщику нравились слова на букву «К»). Фильм, в свою очередь, получил название «Кинг Конг», то есть «Король Конг».
Основным сценаристом стала Рут Роуз, искательница географических приключений и супруга Шодсака (они познакомились в экспедиции, в которой была снята «Трава»). Похоже, что именно Роуз в значительной мере в ответе за сентиментальную составляющую «Кинг Конга». Купер изначально планировал остросюжетный боевик о противостоянии с монстром, а не картину, которая очеловечивает Конга и превращает его в трагическую фигуру. Впрочем, определенные подвижки в этом направлении были еще до того, как Роуз подключилась к проекту. Главные герои ленты, режиссер Карл Дэнхем и моряк Джек Дрисколл, были отчасти основаны на Купере и Шодсаке. Не исключено, что главная героиня Энн Дэрроу была альтер эго сценаристки.
Купер надеялся, что частично снимет «Кинг Конга» в экспедиции в тропиках, но в разгар Великой депрессии это стало невозможно. Поэтому фильм создавался в Лос-Анжелесе, в студийных декорациях и в павильонах, где О’Брайан оживлял кукольные фигуры. Для своего времени это была потрясающая по технической сложности картина – один из первых фантастических блокбастеров в современном понимании этого жанра. Даже музыкальный саундтрек фильма был новаторским, не просто сопровождающим действие, а подчеркивающим его настроение. Для экономии средств декорации джунглей по ночам использовались для съемок триллера «Самая опасная дичь».
«Кинг Конг» вышел в прокат 2 марта 1933 года. Картина обошлась в 670 тысяч долларов, и инвесторы из студии RKO Pictures не прогадали. Лента заработала 2,8 миллиона долларов и удостоилась оглушительных похвал критиков и зрителей. В дальнейшем фильм неоднократно возвращался в прокат (напомним, что до эпохи видео это была обычная практика для популярных картин), и всякий раз с успехом. Голливудцы быстро осознали, что Купер и Шодсак создали не просто великолепное кино, а новую жанровую классику и пример для подражания.
В том же 1933 году, всего через девять месяцев после премьеры, Шодсак уже без Купера выпустил сиквел «Сын Конга». Эта лента была более сентиментальной и куда менее успешной, и потому дальнейшего развития ее сюжет не получил. Третий фильм о Конге вышел лишь в 1962 году, и это была японская картина «Кинг Конг против Годзиллы». К тому времени студия RKO под «гениальным» руководством эксцентричного нувориша Говарда Хьюза (помните байопик «Авиатор»?) разорилась, и ее остатки позволили японцам использовать интеллектуальную собственность студии в третьей картине из цикла о гигантском ящере-мутанте по имени Годзилла. В 1967 году японцы создали сиквел «Побег Кинг Конга».
Конг вернулся на родину лишь в 1976 году, когда итальянский продюсер Дино де Лаурентис выпустил совместный с голливудцами ремейк «Кинг Конга», в котором снимались Джефф Бриджес и Джессика Лэнг. Эта лента получила «Оскар» за спецэффекты Карло Рамбальди. Еще через десять лет, в 1986-м, был снят «Кинг Конг жив», который считается одним из худших фильмов своего жанра. В СССР, однако, он пользовался огромной популярностью.
Нам сейчас лучше всего знаком «Кинг Конг» 2005 года, поставленный Питером Джексоном на волне успеха «Властелина Колец». Джексон с детства был поклонником картины 1933 года, и он стал режиссером в надежде когда-нибудь воссоздать ее сюжет на современном художественном и техническом уровне. Его картина мало что принципиально добавляла к тому, что в свое время создали Купер и Шодсак (кроме, разумеется, компьютерной графики), и потому приняли нового «Кинг Конга» не так хорошо, как надеялась студия Universal. Фильм заработал «всего» 550 миллионов долларов при бюджете в 207 миллионов долларов. Критики, впрочем, хвалили ленту, и она была удостоена трех «технических» «Оскаров» (лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж звука).
Работа на «Конгом: Островом черепа»
Новая, четвертая по счету голливудская жизнь гигантской гориллы началась в 2014 году, когда студии Legendary и Warner выпустили новый американский ремейк «Годзиллы». Эта картина была снята не только для того, чтобы заработать на мировой известности японского монстра.
Legendary, которая ранее организовала съемки «Битвы титанов», «Джека – покорителя великанов» и «Тихоокеанского рубежа», решила создать киновселенную гигантских монстров по образцу киновселенной комиксов Marvel. «Годзилла» создавалась как первый блокбастер нового цикла, сюжетно связанного тайной организацией Monarch, исследующей огромных чудовищ. В 2014 году студия объявила, что планирует фильмы о японских монстрах Мотре, Родане и Гидоре. Также стало известно, что до этого в прокат выйдет новое приключение Кинг Конга – пока что единственного «американца» в цикле Legendary. Премьера «Конга» была назначена на осень 2016 года. В дальнейшем картину передвинули на 2017-й.
Первую версию сценария «Конга» написал Макс Боренштейн, приступивший к проекту после завершения «Годзиллы». Его идея состояла в том, если Годзилла сюжетно связан с последствиями Второй мировой войны, то Конга надо связать с Первой мировой войной. Соответственно, действие ленты должно было развиваться в 1917 году, благо что в то время на карте еще были «белые пятна» и можно было поверить, что гигантский монстр с маленького острова неизвестен науке. В наши дни такое совершенно непредставимо, если чудовище не живет в глубинах океана.
Студии Legendary понравилась эта идея, но она не устроила постановщика Джордана Вот-Робертса, которому предложили снять картину. До Вот-Робертса студия вела переговоры с британским сценаристом «Человека-муравья» Джо Корнишем, который в 2011 году дебютировал в режиссуре с фантастическими «Чужими на районе». Также снять «Конга» мог Гильермо дель Торо. В фильмографии Вот-Робертса к тому времени был всего один фильм – высоко оцененная критиками малобюджетная молодежная трагикомедия «Короли лета». Однако постановщик из Детройта не уцепился обеими руками за шанс снять блокбастер. Он заявил, что не видит в картине о 1917 годе никакой эмоциональной зацепки, которая позволила бы снять захватывающий фильм о Конге. Вот-Робертс не хотел работать над фильмом, если не мог ответить на вопрос «Зачем снимается это кино?». Ответа «Чтобы заработать денег» ему было мало.
Поскольку студии хотелось поработать с многообещающим и принципиальным режиссером, продюсеры сказали Вот-Робертсу: «Может, вы сами придумаете для нас кино о Конге?» Режиссер согласился подумать, и он всего за один уик-энд сформулировал идею, которая стала основой фильма. Постановщик решил, что будет здорово скрестить «Кинг Конга» с «Апокалипсисом сегодня». То есть снять кино, в котором американские солдаты и вертолетчики, прошедшие Вьетнамскую войну, отправляются в джунгли и сталкиваются с Конгом. Если для Купера эмоциональным «ключом» к фильму стал насильственный перенос существа из джунглей в современный мегаполис, то Вот-Робертс решил снять кино о насильственном вторжении военных в джунгли, которые смертельно опасны для тех, кто не уважает их законы. Солдаты надеются взять реванш за поражение от вьетнамцев, но нарываются на монстров, которые страшнее коммунистов.
1973 год был отличным временем для такого кино еще и потому, что именно тогда США активно начали изучать Землю с помощью спутников. После этого географические «белые пятна» исчезли. Так что это был последний момент, когда люди могли наткнуться на неизвестное науке существо размером с небоскреб (Конг в новом фильме выше, чем в картине 1933 года). Собственно, действие «Конга» начинается с того, что Остров черепа, на котором живет монстр, фотографируют из космоса, и туда срочно и наспех снаряжают экспедицию, пока на остров не высадились русские, у которых есть свои космические спутники.
Конечно, экспедиции на вымышленный Остров черепа с его удивительными обитателями в кино показывали и раньше. Но в фильмах 1933, 1976, 2005 годов это была лишь прелюдия перед главным блюдом «Конг на фоне цивилизации». Во всех этих картинах героям удавалось победить Конга, усыпить его и переправить на Запад. В новом же фильме Конг должен был предстать триумфатором. Хотя люди с ним сражаются, его полностью не побеждают, и никто не увозит его с острова. Как и вьетнамцы, монстр остается непокоренным правителем своей земли. Таким образом, в новом фильме Конг – не трагический персонаж, а экшен-герой, и суть картины – в восхищенной демонстрации его мощи в сравнении с людьми и чудовищами острова.
Важным источником вдохновения для Вот-Робертса был японский полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке», в котором фигурируют огромные духи природы, противостоящие вырубающим лес людям. Конг для режиссера – это аналогичное гигантское существо, которое по своей сути ближе к божеству, чем к животному. Туземцы острова чтят Конга как своего бога, и их легко понять. Вообще, японская анимация подарила Вот-Робертсу немало визуальных идей, хотя в первую очередь режиссер все же вдохновлялся фильмом Копполы и его изображением джунглей как мистического и психоделического места, где современный человек может превратиться в первобытного дикаря.
После того как идеи Вот-Робертса были одобрены и режиссер возглавил картину, над новой версией сценария начал работать Джон Гэйтинс, номинант «Оскара» за американскую драму «Экипаж». В дальнейшем к сценарию приложил руку Дэн Гилрой, брат сценариста и режиссера Тони Гилроя. Дэн Гилрой работал с Гэйтинсом над «Живой сталью», а с братом – над «Эволюцией Борна».
Кастинг «Конга» начался еще до того, как стало окончательно ясно, каким будет сюжет фильма. Предыдущие ленты о Конге и аналогичные фильмы обеспечили архетипы персонажей, которые надо включить в картину независимо от сюжетных нюансов. В частности, британский злодей «Тора» Том Хиддлстон попал в проект одновременно с Вот-Робертсом. Ему предназначалась главная человеческая роль. В итоге его персонаж оказался бывшим английским спецназовцем Джеймсом Конрадом, который работает с американцами как наемник-следопыт, эксперт по выслеживанию и спасению в джунглях. Фамилию «Конрад» герой получил в честь Джозефа Конрада – автора книги «Сердце тьмы», по мотивам которой снят «Апокалипсис сегодня».
Нишу одержимого исследователя монстров из организации Monarch занял не нуждающийся в представлении Джон Гудман. Для конспирации его персонаж по имени Билл Ранда выдает себя за исследователя недр, но на деле Ранду интересуют не ископаемые минералы, а гигантские существа.
Какое американское кино о военных без одержимого и сурового командира? В «Конге» это подполковник Престон Пакард, которого взялся изображать Сэмюэл Л. Джексон. Когда Пакард сталкивается с Конгом и видит, на что тот способен, офицер решает во что бы то ни стало отомстить за гибель подчиненных в лапах монстра. Это прозрачный намек на капитана Ахава из «Моби Дика», который ставит превыше всего охоту на морское чудище. В то время как здравомыслящий Конрад хочет как можно скорее убраться с острова и спасти тех, кто еще жив. До приглашения Джексона предполагалось, что Пакарда сыграет Дж. К. Симмонс из «Человека-паука».
Трудно поверить, что в подобную правительственно-военную экспедицию взяли бы антивоенного корреспондента, но сценаристам нужно было кровь из носу впихнуть в сюжет американскую женщину, а других значимых сюжетных вакансий для нее не было. Так что в число персонажей вошла фотожурналистка Мейсон Уивер, которую сыграла Бри Ларсон, лауреат «Оскара» за недавнюю драму «Комната».
Дабы кто-то мог по-английски рассказать героям историю отношений Конга с туземцами и монстрами острова, в сюжет включили Хэнка Марлоу – американского военного летчика времен Второй мировой войны, который совершил на острове аварийную посадку и провел там много лет в ожидании спасения. Марлоу неплохо освоился среди туземцев и слегка «подвинулся умом» от жизни рядом с чудищами. Впрочем, он достаточно хорошо соображает, чтобы стать для героев гидом. Эту роль получил Джон К. Райли, которого часто приглашают для изображения колоритных второстепенных персонажей. До Райли на роль Марлоу претендовал Майкл Китон.
Также для съемок были наняты Тоби Кеббелл (злодей недавней «Фантастической Четверки»), Джон Ортис из «Форсажа 6», Кори Хоукинс из «Ходячих мертвецов», Джейсон Митчелл из «Голоса улиц», Ши Уигхэм из сериала «Подпольная империя», Томас Манн из «Проекта X: Дорвались» и Цзин Тянь из «Великой стены». Мы поставили китаянку последней, поскольку у нее самая незначительная роль в картине, хотя она участвует в действии на всем протяжении ленты. Похоже, что ее вписали в сценарий в последний момент, и ей не нашли существенного сюжетного занятия. Отметим, что студия Legendary с 2016 года принадлежит китайскому концерну Wanda Group, так что теперь у компании есть дополнительный стимул снимать восточных звезд.
Наконец, роль Конга получил Терри Нотари, бывший гимнаст и циркач, который ныне работает каскадером и создает образы, требующие выверенных «нечеловеческих» движений. В частности, Нотари трудится над циклом «Планета обезьян». Его жесты и движения фиксируют с помощью техники «захвата движений» (motion capture), чтобы затем создавать на их основе нарисованных на компьютере персонажей.
Естественно, актерам, изображавшим военных, перед началом съемок пришлось пройти «курс молодого бойца» времен Вьетнамской войны. Съемочную группу консультировали ветераны, чтобы картина получилась достовернее.
В то время как Купер и Шодсак вынуждены были довольствоваться пейзажами Калифорнии и студийными декорациями, Вот-Робертс снимал свое кино на трех континентах. Подходящие места для съемок на природе нашли на севере Вьетнама, на гавайском острове Оаху и на побережье Австралии. Также в картине есть сцены, снятые в китайском квартале Гонолулу, столицы Гавайев.
Работа во Вьетнаме была особенно сложной – как из-за языкового барьера, так и из-за того, что нужные для съемок джунгли находились далеко от больших городов и туда трудно было перебрасывать людей и технику. Вот-Робертс специально искал места, не знакомые зрителям по прежним тропическим блокбастерам вроде цикла «Парк Юрского периода». Вьетнам в этом отношении был превосходен, поскольку он лишь недавно открылся для голливудских съемочных групп.
Созданием многометрового заглавного монстра занималась спецэффектная студия ILM. Три сотни специалистов полтора года работали над тем, чтобы Конг был столь убедителен, насколько это возможно на нынешнем уровне технологий. Другие компьютерщики занимались прочими монстрами – в частности, кошмарными «черепозаврами», исконными врагами гигантскими горилл. Мы не будем подробно описывать этих чудовищ, чтобы не испортить вам сюрприз, но скажем, что в образе «черепозавров» соединились черты монстров из японских мультфильмов «Евангелион», «Унесенные призраками» и «Покемон».
Чтобы сделать картину визуально «винтажной», операторы Вот-Робертса снимали с помощью особых объективов, специально разработанных на основе объективов, которые использовались в 1970-х. Это позволило создать гибрид современного и старомодного изображения. В свою очередь, композитор картины Генри Джекман вдохновлялся музыкой 1970-х, чтобы сочинить подобающий картинке саундтрек. Естественно, в фильме звучат и подлинные хиты того времени.
Персонажи «Конга: Остров черепа»
Джеймс Конрад – главный герой фильма, если не считать Конга. Это бывший британский спецназовец, который ушел из армии и стал наемником. Он является экспертом по поиску людей в джунглях. Конрад умеет воевать, но не слишком любит это делать. Спасение живых товарищей для него важнее мести за погибших. Конрада приглашают в экспедицию на Остров черепа в качестве следопыта. Джеймса сыграл Том Хиддлстон.
Подполковник Престон Пакард – главный военный в фильме. Он командует солдатами и вертолетчиками, которые обеспечивают безопасность экспедиции на остров Черепа. Когда Конг буквально сметает с неба атакующие его американские самолеты, Пакард клянется отомстить. В отличие от Конрада, месть для него важнее жизни подчиненных. Пакарда сыграл Сэмюэл Л Джексон.
Билл Ранда – организатор экспедиции на Остров черепа. Он знает, что можно найти на острове, и скрывает это, чтобы его не приняли за сумасшедшего. Официально он изучает недра острова на предмет полезных ископаемых. Ранда возглавляет тайную организацию Monarch, которая изучает огромных монстров. Ранду сыграл Джон Гудман.
Мейсон Уивер – главная героиня картины. Она работает военным фотокорреспондентом и делает антивоенные репортажи о войне во Вьетнаме. Она убеждает организаторов экспедиции на Остров черепа взять ее с собой в качестве фотографа. Мейсон сыграла Бри Ларсон.
Хэнк Марлоу – бывший американский военный летчик. Его самолет упал на Остров черепа в конце Второй мировой войны. Хэнк обжился на острове, но он мечтает вернуться на родину и повидать сына, которого ни разу не видел (мальчик родился, когда Марлоу был на фронте). Марлоу становится проводником для попавших на остров соотечественников. Его сыграл Джон К. Райли.
Конг – заглавный персонаж фильма. Это исполинская горилла, которая живет на Острове черепа. По какой-то причине Конг защищает местных туземцев от других гигантских монстров острова. В благодарность туземцы чтят его как бога. Конг куда разумнее и злее, чем обычная человекоподобная обезьяна. Его сыграл Терри Нотари.
Ожидания
«Годзилла» 2014 года собрала в прокате 529 миллионов долларов, и студия Legendary вместе с ее партнерами-инвесторами из студий Tencent Pictures и Warner надеется, что «Конг: Остров черепа» покажет аналогичный или даже лучший результат. Все предпосылки к этому есть – рецензенты нашли для фильма немало лестных слов. Особенно для его тропической атмосферы и боевых сцен. Сценарную проработку персонажей-людей чаще ругают, чем хвалят, но это нормально для картины, суть которой – в изображении гигантского монстра, защищающего родные края.
Если все пойдет как задумано, то в 2019 году Legendary выпустит второй фильм о Годзилле, а в 2020-м столкнет на экране Годзиллу и Конга. Так что если хотите увидеть эту эпическую схватку, то сходите на «Конга». Заодно прочувствуете заранее, какой размах вас ждет всего через три года.