Простой, но при этом по-хорошему искренний триллер о девушке, запертой в психбольнице против своей воли
Угрожавший безопасности молодой сотрудницы банка по имени Сойер Валентини назойливый преследователь заставил ее не просто сменить дом, а уехать в соседний город. Кажется, что здесь Сойер может наконец расслабиться, но призрак сталкера, мелькающий снова и снова где-то в толпе, не дает ей покоя, и девушка обращается за помощью психиатра клиники «Горный ручей». Воспользовавшись натянутыми до предела нервами пациентки, доктора убеждают Сойер остаться в палате на ночь, но новая обстановка дурно влияет на девушку – она проявляет агрессию и оказывается в плену эскулапов еще на семь дней, по их словам, «для собственной безопасности». Но в безопасности Сойер себя не чувствует, ведь среди персонала больницы она видит того самого парня, который два года преследует ее, проникает в ее дом и пристально изучает каждый ее шаг. Вот только никто не верит девушке, признанной душевнобольной, да и сама она уже не уверена, где реальность, а где игра ее воспаленного разума.
Даже вскользь знакомясь с анонсами новой картины Стивена Содерберга «Не в себе», вы непременно увидите жирные указатели на то, что снят этот триллер на самый обычный iPhone. Причем подается это так, словно Содерберг совершил что-то невероятное, до чего никто раньше не мог додуматься. Увы, эта сугубо техническая сторона производства ленты зачастую отвлекает от сути, не дает увидеть главного и верно оценить то, что режиссер подарил всем нам, своим зрителям. А ведь «Не в себе» стоит обсудить не из-за специфичной картинки, а как образец классического психологического или даже психиатрического триллера, выполненного столь просто и столь точно, что многим другим авторам остается только завидовать. Содерберг создал настоящую жанровую жемчужину, и пока остальные смотрели на оболочку, главное волшебство произошло внутри.
Начать стоит с того, что Содерберг уже довольно давно заявил, что с кино он завязал, что он уходит «на пенсию» и будет «дружить» только с телевизором. На радость своим поклонникам, мастер свое слово не держит и продолжает снимать отличное кино, в котором раскрывается едва ли не сильнее, чем раньше. Это можно сказать и об «Удаче Логана», и теперь о «Не в себе» – режиссер стал работать с чистым жанром, отказался от постмодернизма и сюжетных экспериментов, чем подкупил явно скучавших по честному кино фанатов. «Не в себе» – триллер без особых примесей, он словно родом из 70-х и 80-х, в нем чувствуется мощь и настоящая опасность для любого из персонажей, и Содерберг этой прямолинейностью упивается.
Сюжет представляет собой классическую загадку ненадежного рассказчика. Зритель знакомится с симпатичной, трудолюбивой девушкой, которая от сцены к сцене становится все более «ненормальной», одержимой преследованием, агрессивной, так что в какой-то момент начинаешь подозревать, что в психбольнице ей самое место. Потом в здравости ее рассудка возникают сомнения, начинаются умело выстроенные качели, и в итоге фильм приходит к жестокой и поучительной развязке – Содерберг легко и непринужденно ведет зрителя темными тропинками и не дает отдышаться ни на минуту. Уже за это картина заслуживает высокого балла.
Но Содерберг не был бы собой, если бы не вставил в свою ленту пару «шпилек» – он словно походя проходится по весьма сомнительной системе медицинских страховок, демонстрирует беспомощность и незаинтересованность полиции, намекает на харассмент и критически отзывается об адвокатах. Больше того, небольшое камео Мэтта Деймона в фильме демонстрирует совсем уж катастрофическое «падение нравов» – героиню убеждают в том, что с ее страхами, вполне, кстати, реальными, нужно смириться и научиться жить. Содерберг откровенно смеется над подобной готовностью современного человека во всем идти на компромисс.
Ну да вернемся к триллеру. Единственное, что несколько портит впечатление от просмотра, – это то, как быстро Содерберг перестал прятать от зрителя тайну, реальное положение вещей вполне можно было утаивать еще долго, но автор не стал загромождать историю и расставил точки над «i» еще во втором акте. Напряжение от этого не спадает, ведь главное оружие ленты остается в действии – Клэр Фой, исполнившая главную роль, блестяще работает в любой из предложенных режиссером ситуаций. В моменты своего помешательства Фой сильно напоминает миниатюрную версию Сары Полсон, в «Американской истории ужасов» сыгравшей целый отряд психов разной степени буйности. Актерский состав второго плана в фильме не самый выдающийся, но Фой держит общий уровень на высоте.
Что же до iPhone, то при желании в картинке «Не в себе» можно найти изъяны – часто она темнее, чем мы привыкли, в ней чувствуется холодный цифровой свет, а временами изображение напоминает телевизионный репортаж. Но есть у этой технологии и плюсы, Содерберг, к примеру, использует не самые обычные ракурсы, размещая смартфон там, где обычной камере было бы тесно. Режиссер смело берет крупные планы или, наоборот, отодвигает объектив, разрушая перспективу и превращая крохотный объем карцера в полноценную сцену. Но это, что называется, «дело мастера боится», автор уровня Содерберга и на пирожок хорошее кино снять сможет.
А «Не в себе» кино хорошее. Не выдающееся, но очень конкретное и лаконичное. Таким и должен быть настоящий жанровый фильм, будь то хоррор или триллер. Содерберг продемонстрировал своим последователям не столько доступность работы над фильмом без профессиональной камеры, сколько возможность творить без оглядки на моду.
С 29 марта в кино.