Режиссёр Пон Джун-хо рассказывает, как ему пришла идея фильма и как случилось так, что корейский фильм оказался одним из главных претендентов на «Оскар» этого года.
Журналистка портала Indiewire провела небольшое интервью с Пон Джун-хо, режиссёром блестящих «Паразитов»: он рассказал о сложном производственном процессе, важности препродакшена, а также о секрете популярности его картины.
Мы выбрали из интервью главное.
— Идея сценария пришла Пон Джун-хо, когда он был занят постпродакшеном фильма «Сквозь снег», также рассказывающего о сложных отношениях богатых и бедных.
«В какой-то момент я просто нашёл эту идею в своей голове. Как будто она всегда была там. Я не знаю, как она туда попала».
— Если «Сквозь снег» был фильмом, по сути, горизонтальным (классовое деление там рифмовалось с разными частями поезда), то «Паразиты» — кино вертикальное. Причём если сначала эта вертикальная структура кажется обманчиво простой (богатая семья живёт на горе в двухэтажном доме, бедная — в полуподвальном помещении), то потом эта структура усложняется по ходу действия. И сам дом, его архитектура, по сути, становится полноценным нарративным инструментом.
— По словам Пон Джун-хо, сначала идея фильма была гораздо проще. Неожиданный тональный и сюжетный поворот, который шокировал многих зрителей в середине картины, он придумал в последние 2-3 месяца написания сценария.
— У Пон Джун-хо не было задачи вывести мораль и осуждать каких-либо героев: за всех персонажей, какими бы несимпатичными они подчас ни выглядели, зритель ратует и переживает одинаково. Всё дело в том, что режиссёр старался описывать людей, которых он сам видит вокруг него, и, на его взгляд, именно эта реалистичность образов помогает «Паразитам» оставаться правдоподобными и искренними, даже когда сюжет ударяется в полнейшую фантасмагорию.
«Когда мы думаем о своих друзьях или семье, мы никогда не смотрим на них с позиции “хороший” или “плохой”. Откровенных злодеев нет. Все находятся в такой двусмысленной “серой” зоне. Именно её я и пытаюсь запечатлеть в своих фильмах».
— К слову, о сюжетном повороте. Та самая смена жанров, о которой так много пишут, режиссёром вовсе не подразумевалась: это перемена, которая целиком вытекает из особенностей истории, а не навязана постановщиком сверху.
— Несмотря на то что Пон Джун-хо в прошлом снимал фильмы, которые сочетали в себе признаки европейской и азиатской культуры («Сквозь снег», «Окча»), «Паразиты»
— очень корейский фильм, и это, разумеется, намеренный авторский ход.
«Когда ты рассказываешь настолько общую тему, как отношения богатства и бедности, тебе необходимо быть очень точным в своих описаниях. Поэтому я решил описывать людей, которых я вижу вокруг себя. Парадоксальным образом именно решение сделать кино о богатых и бедных “очень корейским” и сделало этот фильм универсальным».
— В этой универсальности журналисты как раз и видят главную причину международного успеха «Паразитов». При бюджете в 8 млн долларов он уже собрал по миру больше сотни миллионов, а в США он показывает цифры, сравнимые с англоязычными картинами. Эта же особенность выиграла «Паразитам» «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и сделала их одними из главных претендентов на «Оскар» за лучший фильм. При том что кино на иностранном языке до сих пор ни разу не выигрывало главный «Оскар».
— Несмотря на кажущуюся простоту, «Паразиты» — фильм с очень сложной работой художника-постановщика. Самой сложной при производстве ожидаемо оказалась кульминационная сцена наводнения. Пон Джун-хо тщательно планировал её ещё во время написания сценария и нарисовал подробные раскадровки; для сцены были построены декорации целого квартала, где живёт бедная семья; а во время съёмок использовали сложный гибрид практических эффектов и компьютерной графики.
— Дом богатых — тоже декорация, причём довольно сложная. Дом построен по схеме, придуманной самим Пон Джун-хо, которая отражает нарративную структуру фильма и то, как герои будут располагаться относительно камеры. Художнику-постановщику пришлось учитывать всё это и при этом сделать дом, который всё ещё похож на дом.
— Пон Джун-хо считает очень важным рисовать подробные раскадровки фильма перед съёмками. Его раскадровки — не просто условные обозначения кадров, а рисунки, отражающие логистику, реальные будущие декорации и настоящие, физически возможные в условиях этих декораций ракурсы камеры.
— Из всех человеческих эмоций Пон Джун-хо считает, что лучше всего ему удаётся изображать тревогу. Тревога же помогает ему в процессе съёмок — именно из-за страха что-то сделать не так он настолько скрупулёзно выстраивает своё кино ещё до начала производства.