Нежная российская драма, премьера которой состоялась на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Вера (Аглая Тарасова) воспитывает двух дочек, зарабатывает на жизнь изготовлением котлеток и мечтает о дне, когда любимого Толика выпишут из больницы. Кира (Дарья Савельева) — старшая сестра Веры. Она работает в колл-центре аэропорта Пулково, знает несколько языков, встречается сразу с двумя мужчинами и понятия не имеет, чего хочет от жизни. Точнее, хочет она только одного — несбыточного, а потому это желание не мотивирует Киру, а только угнетает.
Два года назад мать Веры и Киры бесследно исчезла, не оставив ни записки, ни каких-либо следов. Младшей сестре удалось справиться с последствиями трагедии, их связь с матерью давно оборвана — та выгнала беременную Веру из дома, когда ей было всего 16 лет. Годы жизни под опекой заботливой старшей сестры сепарировали Веру от матери и помогли относительно спокойно повзрослеть. Кире повезло меньше — она не успела попрощаться и потому снова и снова возвращается в родные стены, надевает мамино пальто и произносит заветное «привет, мам» в надежде еще хотя бы раз увидеть знакомую фигуру. Вера по привычке ищет в Кире опору и поддержку, но Кира отворачивается — смерть матери выбила из колеи, заставила осознать страшное: детства больше не будет. Вообще. Никогда.
Иля Малахова — выпускница мастерской Марлена Хуциева. Она окончила ВГИК больше 20 лет назад и долгое время работала монтажером и сценаристом на проектах мужа — режиссера и продюсера Бакура Бакурадзе («Брат Дэян», «Охотник»), премьеры которых состоялись на фестивалях в Каннах и Локарно, а также занималась сторонними проектами, например, участвовала в написании сценария к экспериментальной драме Клима Шипенко «Вызов».
Первым режиссерским опытом Малаховой стал короткий метр «Пап…», созданный всего два года назад специально ради получения возможности подать в Минкульт полнометражный проект. Фильм был снят на даче Или и Бакура, в нем принимали участие все их дети — Аня, Лери и Дуся, однако в полнометражной картине постановщица не планировала продолжить снимать родственников, так вышло случайно. На момент начала работы над фильмом у Бакурадзе шли параллельные съемки в Грузии, Дуся и Лери остались с матерью. Кастинг-директор Владимир Голов увидел детей и понял, что они идеально подходят на роли 11-летней Нюши, одной из дочерей Веры, и обаятельного мальчика-соседа с фортепиано — лучше не придумаешь.
Главные роли в фильме достались Аглае Тарасовой и Дарье Савельевой, и их мастерство сложно переоценить. Каждое появление актрис — полноценное перевоплощение. Сестринская химия словно всегда была с ними — такие разные, временами ненавидящие друг друга, но в то же время осознающие, что нет никого роднее и ближе. После очередного всплеска ярости следует примирение, которое не помогает сделать выводы и избежать ссоры в следующий раз, но является необходимой точкой в их жизни, замыкающей круг.
Мировая премьера режиссерского дебюта Или Малаховой состоялась на престижном международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в программе «Новые режиссеры». Автором сценария также выступила Иля Малахова, однако, по ее словам, важную роль в проработке истории сыграла продюсер фильма Наталья Дрозд («Снегирь», «Один маленький ночной секрет», «Каникулы», «Купе номер 6», «Аритмия») — она задавала много вопросов, помогала нащупать нерв и оставляла честные отзывы на уже проделанную работу.
Честность и искренность — это вообще ключевые слова для фильма «Привет, мама». В ролях — дети постановщицы, в качестве декораций — ее квартира, в диалогах — неприкрытая тревога и растерянность, а в движениях — череда случайностей, добавляющих картине жизни. Вера наливает из ковшика кипящий кофе, но рука дергается и часть жидкости выливается и течет по внешней стенке кружки. Поворот газового вентиля неожиданно увеличивает мощность, и ковшик почти полностью оказывается в огне. Эти моменты не двигают историю, не запускают новый виток — Кира аккуратно стирает полотенцем пролитый кофе, Вера быстро находит возможность отключить газ и предотвратить пожар. Такие мгновения существуют для того, чтобы зритель стал частью истории, ощутил жар от огня, почувствовал покалывание на языке от переваренного кофе. Отказался на время от своего мира и стал частью небольшой старой квартирки на Малой Охте.
Квартира Киры, Веры и двух дочерей последней — Аси (Анна Осипова) и Нюши (Александра-Евдокия Бакурадзе) — словно расположена в пространстве, лишенном времени. С одной стороны — детская площадка, с другой — бесконечные поезда, в которые они никогда не сядут. Кира видит в этом безысходность и по-детски закрывает глаза, Вера — рутину, с которой просто нужно смириться. «Ты что, вообще связь с реальностью потеряла?» — спрашивает Вера Киру, на что та отвечает недвусмысленным кивком. Хотела отвернуться от жестокости мира — и отвернулась, а там яркая вывеска, хрустальные башмачки и мама, но не та, которая отказалась от них и бросила на произвол судьбы, а другая — теплая, верная, любящая. Живая.
Больше всего на свете Кира хочет, чтобы мама вернулась, заняла место значимой взрослой и подарила ей, Кире, детство, по которому она тоскует. В отчаянной попытке почувствовать заботу героиня Дарьи Савельевой примеряет на себя разные маски (изучает иностранные языки, становится подходящей любовницей, подстраивается под желания близких), но снова и снова оказывается в тупике. Кира дает советы племянницам, но не понимает, как воспользоваться ими, потому что единственный выход — попрощаться с матерью и вступить в наследство — находится за пределами ее понимания. До него невозможно дойти пешком, доехать на поезде или долететь на самолете. Он одновременно очень близко и очень далеко. Он где-то внутри.