Сколько бы массовая культура ни убеждала нас в том, что главное в фильмах – это многомиллионный бюджет, примелькавшиеся актеры и режиссеры, тяготеющие к планетарному масштабу постановок, от мира скромных авторских фильмов настоящий любитель кино никогда не отмахнется. В этой вселенной тоже есть свои студийные левиафаны, и сегодня мы поговорим об одном из таких столпов европейского авторского кино – компании Pandora Film
Если вам кажется, что управлять скромными проектами европейского и азиатского авторского кино проще, чем голливудскими блокбастерами, то это большая ошибка. При всей крайней экономии в таких фильмах риск от выпуска их на экраны существенно больше, а прибыль в случае зрительской любви несравнима с доходами даже самой невзрачной картины от студии-мейджора. Остается только удивляться, какими сильными и увлеченными являются те люди, которые берутся работать с авторами, чьи картины хоть и превозносятся фестивальными жюри и критиками до небес, но никогда не возглавят бокс-офисы Европы и Америки. Таким энтузиастом, без всякого сомнения, можно назвать Карла Баумгартнера, немецкого продюсера, сделавшего для мирового кино доступными работы ярких мастеров, не пользующихся вниманием богатых компаний.
Баумгартнер – настоящее «дитя Европы», родился он в 1949 году в немецкоговорящей части Южного Тироля в северной Италии. С самого детства юного Карла окружал богатый калейдоскоп нескольких соприкасающихся в этой местности культур, что, несомненно, повлияло на культурный багаж молодого человека. Итальянец по гражданству, свои первые шаги в кинематографе Бауми (это сокращение фамилии Карла Баумгартнера шло с ним всю его жизнь) сделал в конце 60-х в Риме. В то время, однако, судьбе было угодно испытать молодого человека на прочность, и, сменив несколько профессий, двадцатилетний Карл решил отправиться на вторую свою родину, в Германию, чтобы начать с чистого листа свои попытки укрепиться в кинематографе. В отличие от многих коллег-продюсеров, у Баумгартнера есть опыт реальной работы на съемочной площадке и в театре – некоторое время он успел поработать и сценическим декоратором, и оператором, но любовь к авторскому кино перевесила со временем все остальные увлечения Карла.
Первоначальным стремлением Карла Баумгартнера стала дистрибуция независимых картин на территории Европы. Внимательно отслеживающий тенденции мирового кино Бауми очень скоро на собственных плечах ощутил всю тяжесть, которая ложится на режиссеров-экспериментаторов, на авторов непривычного массовому зрителю кино. Горячо болеющий за искусство в его чистом, незамутненном виде Бауми все больше задумывался о том, как сделать это кино более доступным, ведь многие авторские работы того времени заслуживали куда большего внимания, чем имели. Решение было очевидным: в 1982 году вместе с продюсером Рейнхардом Брюндигом Баумгартнер основал новую продюсерскую и дистрибьюторскую компанию Pandora Film, главной целью которой должна была стать помощь в создании и продвижении картин молодых режиссеров, ищущих свою дорогу к зрителю неизведанными тропами и неожиданными ходами.
Первые шаги новой компании нельзя назвать слишком удачными и хоть сколько-то прибыльными – историю Pandora Film открывают немецкая фантастика «Панков’95» с Удо Киром и музыкальная документалка «Данди» о Нике Кейве. Они прошли настолько незаметно для зрителей и критики, что открывшим ящик Пандоры Баумгартнеру и Брюндигу впору было опустить руки, и, возможно, так бы и случилось, не сведи судьба продюсеров с финским режиссером, сценаристом и продюсером Аки Каурисмяки в 1990-м. Бойкий финн в то время лишь набирал обороты, получив свое первое мировое признание за «Ариэль» и «Девушку со спичечной фабрики» (первую, кстати, отметил Московский кинофестиваль), но в его планах было столько постановок, что Бауми буквально влюбился в этого режиссера, став со временем его близким другом и постоянным инвестором. С первой картиной Каурисмяки для Pandora «Я нанял убийцу» прорыва не случилось, но уже «Жизнь богемы», следующая совместная картина, стала триумфатором киносмотров.
Другим столпом работы Pandora Film стал Джим Джармуш. Любитель лаконичных форм, тесно переплетенных с культурологическими отсылками к разным эпохам и цивилизациям, Джармуш много экспериментировал с начала своей карьеры, но лишь под сенью Баумгартнера смог по-настоящему развернуться – стартовал он с «Ночи на Земле» в 1991 году, а уже в 1995-м снял свой, пожалуй, самый известный фильм – «Мертвец». Последний очень тяжело пробивался к зрителю, необходимые для производства 9 миллионов долларов собирали буквально всем миром, собственные средства вложили даже сами Джармуш и Джонни Депп. В кинопрокате ленту не оценили, но со временем «Мертвец» стал культовой картиной.
Третьей яркой гранью Pandora Film стало сотрудничество с Эмиром Кустурицей. В 1998 году Баумгартнер увлекся югославским кино и выпустил на экраны сразу две ленты из бывшей страны соцлагеря – ярко противоположные друг другу, но одинаково значимые «Черную кошку, белого кота» Кустурицы и «Раны» Срджана Драгоевича. Цыганская свадьба не прошла незамеченной – в Венеции фильм получил три награды. И хотя в дальнейшем Кустурица еще лишь раз сотрудничал с Бауми, влияние этих двух мастеров друг на друга трудно переоценить.
Не прошли незамеченными для такого поклонника нетривиального кинематографа, как Карл Баумгартнер, и выходцы из бывшего СССР. В 1999 году Pandora Film выпустила картину Бахтиера Худойназарова «Лунный папа» с Чулпан Хаматовой и Николаем Фоменко в главных ролях, «Шик» и «В ожидании моря» этого режиссера тоже выпустил Бауми. В 2001-м компания выступила продюсером фильма «Давай сделаем это по-быстрому» Сергея Бодрова с Владимиром Машковым, партнерство позже продолжилось «Медвежьим поцелуем». Начало 2000-х вообще прошло для Pandora Film в поисках новых путей – выпущены документальные «Птицы», компания выпускает свой первый полностью американский фильм «Белый олеандр», делаются попытки сотрудничества с азиатскими авторами, самый яркий из которых, Ким Ки Дук, снимает «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
К настоящему времени фильмография Pandora Film давно перевалила за сто наименований, многие из которых известны не только завсегдатаям фестивальных показов, но и широкому зрителю. Все это плод непрекращающихся поисков нового и развитие старых связей, которым Карл Баумгартнер посвятил свою жизнь. Последние пара лет лишь подтверждают то, с каким уважением режиссеры относятся к компании – свои новые фильмы здесь выпустили Аки Каурисмяки («Гавр»), Леос Каракс («Корпорация “Святые моторы”»), Клер Дени («Славные ублюдки»), Ари Фольман («Конгресс») и Джим Джармуш («Выживут только любовники»). Pandora Film стала столпом авторского кино, маяком настоящего киноискусства не только в Европе, но и по всему миру.
Карл Баумгартнер скончался в своем доме во Франкфурте 18 марта 2014 года, всего десяток дней назад. Несколькими днями ранее из рук Каурисмяки прославленный продюсер получил почетный приз «Камера Берлинале» на Берлинском кинофестивале. Оценить всю глубину утраты его коллегам, его подопечным, зрителям еще только предстоит оценить. Этот человек буквально своими руками создал логистику европейского кинопроизводства, его не останавливали никакие преграды (коллеги рассказывают, что Бауми бесстрашно приезжал в зоны военных конфликтов и стихийных бедствий, если того требовал съемочный процесс), именно он помог кинематографу найти точки соприкосновения с государством, когда без субсидирования европейское кино едва не пошло ко дну. У Баумгартнера осталось много незавершенных проектов, наибольший интерес среди которых представляет, пожалуй, «Шрам» Фатиха Акина. После смерти основателя Pandora Film, выступавшего продюсером картины, поддержать международный проект вызвались наши Рубен Дишдишян и Арам Мовсесян. Премьера ленты на мировых площадках намечена на осень. Будем надеяться, что, как и в древней легенде, открытый ящик Пандоры захлопнуть уже не удастся, а авторское кино продолжит развиваться, даже лишившись одного из главных своих популяризаторов.
Самые кассовые фильмы: «Оседлавший кита», «Птицы», «Белый олеандр».
Кассовая неудача: «Глухие стены».