Умная, но слишком мрачная и недостаточно увлекательная назидательная детская лента об отношении к жизни и к смерти
Умная, но слишком мрачная и недостаточно увлекательная назидательная детская лента об отношении к жизни и к смерти.
Подросток Конор (Льюис МакДугалл) глубоко несчастен. Его мать (Фелисити Джонс) умирает, его отец живет с новой семьей в Америке, его суровая бабушка (Сигурни Уивер) не знает слов любви, а в школе над парнем беспричинно издевается хулиган. Однажды ночью к Конору во сне является огромный древоподобный монстр. Он обещает рассказать мальчику три истории и требует, чтобы взамен Конор рассказал свою историю. Парень не хочет слушать притчи чудовища, но монстр не дает ему выбора.
Книги, фильмы, комиксы для подростков – особенно для мальчиков-подростков – часто переносят ребят в иные миры, устроенные по законам детской справедливости. В этих мирах добро торжествует над злом, доблестные герои сражают полчища злодеев, а маленькие дети оказываются более значимыми людьми, чем взрослые дяди и тети. Такие произведения порой критикуют за эскапизм, но разве плохо подарить подросткам приятную отдушину?
Если вы с этим не согласны, то «Голос монстра» испанского режиссера Хуана Байоны может прийтись вам по душе. Хотя в фильме есть толика сказочного мистицизма, это ни в коем случае не эскапистское фэнтези, не вариация на тему «Бесконечной истории» и даже не «Лабиринт Фавна». Монстр приходит во сны Конора не для того, чтобы перенести его в иную реальность, а для того, чтобы заставить мальчика понять, как несправедлив, сложен и неоднозначен реальный мир. В сущности, чудовище проводит сеансы психотерапии, дабы помочь Конору принять смерть матери, смириться с недостатками отца и бабушки, не утонуть в горе и страхе… И разобраться со школьным обидчиком.
Приятного во всем этом, понятно, мало. «Голос монстра» напоминает рыбий жир, которым некогда пичкали советских детей, и шпинат, которым мучили маленьких американцев. Трудно представить ребенка, который по доброй воле будет смотреть кино, где медленно и мучительно умирает мать главного героя и где монстр мальчика не успокаивает, а «строит», чтобы правильно сориентировать его душу. Это полезный фильм, потому что он объясняет важные истины, которые могут помочь ребенку (да и взрослому) в жизни. Но нравоучительность в нем доминирует над увлекательностью, а развлекательность в «Голосе» практически отсутствует.
Впрочем, развлечь фильм все-таки может. Только не детей, а взрослых, любящих печальные, слезоточивые истории о юных страдальцах. Хотя Льюис МакДугалл только начал работать в кино, страдает он убедительно, и его достойно поддерживают окружающие парня звезды. Западных критиков, правда, не устроил британский акцент американки Уивер (действие фильма развивается на Британских островах), но для нас ее умение или неумение подражать англичанам не имеет никакого значения.
Еще хочется отметить стильную мрачную картинку «Голоса» и рисованные анимационные вставки, иллюстрирующие истории Монстра. Их самостоятельное художественное значение невелико, но свою функцию в контексте фильма они выполняют замечательно. То же самое можно сказать о компьютерной графике, использованной для создания Монстра. Это не самое запоминающееся доброе чудище в истории детского кино, но в «Голосе» запоминаться должен не Монстр, а те непростые мысли, которые он доносит до маленького героя и его ровесников в зале.
С 2 февраля в кино.