Бесшабашная и неполиткорректная комедия о полицейских-преступниках, которая порой становится слишком сентиментальной
Бесшабашная и неполиткорректная комедия о полицейских-преступниках, которая порой становится слишком сентиментальной.
Детективы Боб (Майкл Пенья) и Терри (Александр Скарсгард) – худшие полицейские на свете. Они даже не думают раскрывать преступления и защищать закон. Уголовники интересуют их лишь как объекты шантажа и вымогательства. Когда Боб и Терри узнают, что в городе готовится крупное ограбление, они вербуют одного из участников «операции» в надежде, что он поможет им присвоить награбленное. Но преступник обводит полицейских вокруг пальца, и основная часть добычи достается организатору ограбления – британскому аристократу, бизнесмену и отъявленному мерзавцу Джеймсу (Тео Джеймс). Боба и Терри, однако, это только раззадоривает. Они решают во что бы то ни стало отнять украденный миллион долларов.
На Западе сейчас работают два замечательных сценариста и режиссера по фамилии МакДонах, и этих ирландских братьев не стоит путать. В то время как как Мартин МакДонах известен как выдающийся театральный драматург и создатель фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», Джон Майкл МакДонах прославился благодаря полицейской трагикомедии «Однажды в Ирландии» и психологической драме «Голгофа». «Война против всех» – новое творение Джона Майкла МакДонаха, старшего из братьев, и это его первая работа, напрямую не связанная с Ирландией (хотя в картине есть колоритный ирландский персонаж).
Действие «Войны» развивается в американском штате Нью-Мексико, и художественный переезд за океан позволил МакДонаху снять куда более ироничное и «отвязанное» кино, чем «Однажды в Ирландии», где тоже фигурировала полицейская коррупция. Если «Однажды в Ирландии» была трагикомедией, то «Война» – чистой воды криминальный фарс с многочисленными шутками и гэгами, порой откровенно пародирующими классические американские полицейские истории вроде сериала 1970-х «Старски и Хатч».
Чтобы понять, что за кино снял МакДонах, достаточно перечислить, чем занимаются Боб и Терри в первые пятнадцать минут фильма. Они сбивают на машине мима-наркоторговца, получают втык от лейтенанта за избиение коллеги, поминают Симону де Бовуар (в отличие от туповатого Терри, Боб очень начитан для полицейского, и он любит показывать свою образованность) и занюхивают украденный у мима кокаин с чернокожим осведомителем, чтобы тот навел их на крупное дельце, на котором можно поживиться. Когда они слышат звук полицейской сирены, они сперва пугаются, а затем смеются, потому что вспоминают, что они тоже полицейские и что им нечего боятся.
Никто бы не хотел, чтобы Боб и Терри защищали закон в его городе, но это очень смешные и занимательные персонажи, и их внутренняя свобода от порядков и устоев завораживает. Видели мы плохих экранных полицейских, но Боб и Терри могли бы бороться в этом спорте за чемпионство, а победителей, как известно, не судят. Тем более когда их играют такие обаятельные звезды, как Пенья и Скарсгард. Есть в фильме и другие уморительные актеры – например, чернокожий комик Малкольм Барретт, который был одной из звезд недооцененного ситкома «Давай еще, Тед». Сейчас он играет в фантастическом сериале «Вне времени».
К сожалению, в определенный момент «Война» пугается своей бесшабашности и отыгрывает назад. Она включает сантименты и пытается превратить Боба и Терри из очаровательных подонков в антигероев, почти что героев. Терри, например, привязывается к маленькому мальчику, оставшемуся без родителей, и практически его усыновляет. Попутно нелюдимый герой обзаводится постоянной девушкой и фактически создает семью. Это облагораживает громилу Терри, но слишком смягчает постановку, вся прелесть которой в бесстрашном безумии. Зачем снижать обороты, если такое кино должно их только наращивать? И зачем история об искуплении в фильме, который по духу ближе к «Голому пистолету», чем к «Голгофе»? Больше жести, больше преступлений, больше цинизма! Сантименты надо было оставить для «мыльных опер».
Также картина не отличается супердрайвом. Надолго ее действие не останавливается, но временами оно заметно подтормаживает, причем без особого художественного смысла, просто для нагнетания меланхолии, которая не сочетается ни с основным настроением картины, ни со знойной атмосферой Нью-Мексико. Как говорится, можно вывезти режиссера из Ирландии, но нельзя вывезти Ирландию из режиссера…
К счастью, все это лишь смазывает впечатление от «Войны», а не портит его. Главное достоинство фильма – остроумный, порой неожиданный юмор, а он из картины не исчезает, какие бы кульбиты ни выкидывал сюжет. Так что если вы любите неполиткорректные криминальные комедии, сходите на фильм МакДонаха.
С 3 ноября в кино.