
Порой, страшась перемен, мы попадаем в колею, из которой не можем сами выбраться. Точно так же зациклился Нил Бломкамп...
Насколько тяжело избрать новый путь? Переключиться со старого на нечто неизведанное? Даже достигнув в чем-то потолка, человек далеко не сразу решается переключиться на то, чего он еще не делал, ведь не у каждого хватит воли выдавить себя из зоны комфорта, пойти против своих привычек и примелькавшейся обстановки. Порой, страшась перемен, мы попадаем в колею, из которой не можем сами выбраться.
Точно так же зациклился Нил Бломкамп. Он иммигрировал в Канаду, но живет все еще в Южной Африке. Этого безусловно талантливого режиссера мало кто знал в большом кино до 2009 года, когда вышел «Район № 9». Тогда сай-фай-лента произвела эффект разорвавшейся бомбы мощностью в пару десятков килотонн. В киномире научной фантастики появилось новое имя. Бломкамп тогда не только снял конкурентоспособное кино, он сразу же обозначил себя как постановщика высокого класса с ярким стилем и широким кругозором.
«Безумно оригинально, политически дерзко и крайне увлекательно», – писала шесть лет назад Лиза Шварцбаум (Lisa Schwarzbaum/Entertainment Weekly).
«Умело использовав жанр псевдодокументалистики, Бломкамп снял самый изобретательный за последние годы фильм», – восторгалась Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
«У “Района № 9” была великолепная база, короткометражка “Выжить в Йобурге”, и Бломкамп преумножил и улучшил ее безграничной энергией, хорошей задумкой и стилем», – отмечал тогда Шон Леви (Shawn Levy/The Oregonian).
Бломкамп снимал кино про родину, про то, что ему близко и понятно. Он вложил в проект всего себя, и мы получили один из лучших сай-фаев двухтысячных с кучей аллюзий к самым разным социальным темам – от классового неравенства до проблемы беженцев и перенаселения. Нил, в свою очередь, попал на радар киномагнатов, получил заманчивое предложение, большие возможности и звездный каст.
Спустя 4 года вышел «Элизиум», в котором Бломкамп вновь значился режиссером и сценаристом. От него ожидали скачка вверх, еще выше той планки, которую он сам себе задрал, но на деле мы получили тот же «Район № 9» с проведенным дорогостоящим рестайлингом: все то же перенаселение, зависшая над землей станция, на которой вместо инопланетян теперь живут избранные богачи, и все тот же маленький человек, сцепившийся со всем миром.
Тогда критики хоть и покидали в Бломкампа помидоры, сравнив «Элизиум» с «Районом № 9», но все же сделали оговорку: мол, перед нами человек с воображением, которым сейчас обладают очень немногие.
«”Элизиум” вновь показал потенциал Бломкампа, он может стать одним из величайших сай-фай-режиссеров десятилетия», – сулил протеже Питера Джексона большое будущее Ким Ньюман (Kim Newman/Empire).
Со временем «Элизиум» стерся из памяти большинства зрителей и стал чаще вспоминаться как разочарование, нежели что-то неординарное. Спустя годы с таким мнением стал считаться и сам Бломкамп.
«У меня сложилось чувство, что я ошибся в истории. Я и сейчас считаю, что сатиричная идея кольца, наполненного богатыми людьми, которое парит над обедневшей Землей, великолепна. Мне эта идея очень нравится, мне даже хочется вернуться и сделать все правильно, – сказал на одной из пресс-конференций перед премьерой “Чаппи” Нил Блокамп. – Тогда подвел сценарий… Я сделал недостаточно хороший фильм. Мне удалось выполнить то, что я должен был, – костюмы, декорации, спецэффекты, но в целом фильм опирался на не сложившийся скелет, сценарий не подходил; история была непродуманной».
Сценарий «Робота по имени Чаппи» писался параллельно с «Элизиумом» и изначально задумывался как сатиричная комедия-антиутопия, поэтому не удивляйтесь, что на манеже все те же: Африка, Йоханнесбург, соотечественники Бломкампа (на этот раз он пиарит Die Antwoord), ставка на тщательную прорисовку хай-тека, социальные проблемы и маленький человек… почти человек. Если притягивать за уши первую и до сих им самим непревзойденную работу, «Робот по имени Чаппи» – это «Район № 9» с легкой подачей вкупе с простым повествованием.
У «Чаппи» интересная, хоть и далеко не новая начальная идея, множество отсылок к классике и, как всегда, чарующие концепт-арты. Уж в чем не приходится сомневаться, так это в том, что правое полушарие мозга у Блокомпа работает на все 200%.
Как бы то ни было, утюжа все ту же йоханнесбургскую почву, Бломкамп натыкается на знакомые до боли грабли. Он взял хорошую идею, но не раскрыл ее до конца, заблудился в сценарии, не определился с тоном и жанром.
«Южноафриканская интерпретация “Короткого замыкания” разыгрывается в такой же живой, актуальной обстановке, как и ее предшественники, но сюжет собран хаотично, а центральный персонаж настолько непривлекателен, что даже Джа-Джа Бинкс кажется приятной компанией. Без скрытой иллюстрации апартеида, как в “Районе № 9”, и темы здравоохранения “Элизиума” “Робот по имени Чаппи” может предложить только неестественную игру рэп-рэйв-группы Die Antwoord, поэтому третий полнометражный фильм Бломкампа исчерпывает идею и утомляет зрителя задолго до конца своего двухчасового экранного времени», – разнес «Чаппи» Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).
«Со своими непривлекательными однобокими героями, стертыми концептами и необъяснимой мотивацией “Чаппи” становится еще одним шагом назад в режиссерской карьере Нила Бломкампа», – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
Если вы скажете, что персонажи и должны быть непривлекательными, прежде всего сам Чаппи, ведь это же аллюзия на общество, квинтэссенция людских качеств в одной жестянке, не спешите оправдывать сценарий. В нем и без этого дыр хватает, даже если делать отсылку к «Оливеру Твисту» и отдавать дань Чарльзу Диккенсу.
«Очень жаль, что ни философия, ни пиротехника не могут отвлечь вас от мысли, что все показанное в “Чаппи” мы уже видели ранее», – расстраивается Джеймс Рокки (James Rocchi/The Wrap).
«Пусть в “Чаппи” есть несколько плюсов, в целом это набитый до отказа мешок упущенных возможностей», – заключает Трэвис Кларк (Travis Clarke/indieWire).
Блокампа обвинили в том, что он, будто ребенок, нахватал всего из любимых научно-фантастических лент детства, прежде всего из «Робокопа». Ему даже поставили в упрек то, что он позвал сниматься полюбившуюся Нилу в «Чужом» Сигурни Уивер. Справедливости ради надо сказать, что ругались далеко не все. Тех, кто не выискивал в сюжете остросоциального подтекста, не рылся в философии и вообще воспринимал «Робота по имени Чаппи» как развлекательное кино, все более-менее устроило.
«Потрясающие городские пейзажи, грубый титановый герой и прямо-таки библейский злодей делают из “Чаппи” весьма интересное и причудливое зрелище, которое не припишешь никакому другому режиссеру, кроме как Бломкампу», – остался доволен Том Хаддлстон (Tom Huddleston/Time Out New York).
В итоге мы имеем противоречивую ленту с несовершенным сценарием, фирменным стилем и роботом, который не оставит вас равнодушным, – тут, как говорится, hate it or love it. С таким продуктом Нил Бломкамп рискует оставить себя без работы. На его счастье, у него действительно роскошные концепт-арты, и Instagram помог ему получить следующий проект.
После «Робота по имени Чаппи» южноафриканец возьмется за вселенную с ксеноморфами. С одной стороны, боязно за «Чужого», ведь этой серии уже доставалось за сценарные огрехи (спросите Дэймона Линделофа о сюжете «Прометея», и он скорчит недовольную мину). С другой стороны, очевидно, что Бломкампу нужно менять обстановку. Если он не станет селить ксеноморфов в любимый Йоханнесбург, от этого выиграют и он, и зритель. При идеальном раскладе Fox приставит к Бломкампу продюсера с жесткой рукой, каким был Питер Джексон во времена «Района № 9». Пока же постановщик из ЮАР остается в числе подающих надежды, и, чтобы сдвинуться с мертвой точки, ему кровь из носу нужен признанный хит.
Так или иначе, «Чужой» – дело грядущее, а настоящее – это «Робот по имени Чаппи», стартовавший в российском прокате 5 марта.