Случаи, когда голливудские актеры начинают чувствовать зуд желания продюсировать или даже замахнуться на режиссерское кресло, далеко не редки, одиночными точечными выпадами в несвойственной для себя стезе отметились многие звезды первой величины. Но совмещать яркую актерскую карьеру с длительной работой над производством фильмов удается единицам. Один из таких феноменов – Адам Сэндлер, чья кинокомпания Happy Madison Productions уже более десятка лет успешно работает на комедийном рынке Голливуда
Адам Сэндлер, ребенок из простой бруклинской еврейской семьи, еще в детстве понял, что обладает редким даром смешить людей. К окончанию учебы в университете будущая звезда кино уже вовсю блистала на сценах кампуса и окрестных клубов в качестве стэндап-комика. Едва закончив учебу, Сэндлер был рекрутирован в телевизионное шоу Saturday Night Live, где сперва числился сценаристом, а затем перешел в разряд актеров, мгновенно снискав любовь зрителей своими музыкальными номерами. Все время с конца 80-х Адам пытался пробиться на киноэкран, но большой славы не снискал, зато завел много знакомств в актерской среде с такими людьми, как Стив Бушеми и Брэндан Фрейзер, например, что впоследствии начинающему продюсеру очень пригодилось. Настоящим актерским же успехом для Сэндлера стал дуплет фильмов «Билли Мэдисон» и «Счастливчик Гилмор», вышедший в 1995-1996 годах. Комедии эти невероятно успешно выступили в прокате, а Сэндлер стал настоящей большой звездой с семизначными гонорарами.
В 1997 году на экраны вышел крайне успешный музыкальный мелодраматический фильм с участием Адама Сэндлера и Дрю Бэрримор «Певец на свадьбе». Восемнадцать вложенных миллионов долларов вернулись сторицей – прокат собрал 120 миллионов, для комедии цифра весьма внушительная. Год спустя уже спортивная комедия «Маменькин сыночек» дает почти десятикратную прибыль, несмотря на привычное уже брюзжание критиков. Сэндлер ощутил крылья за спиной и принял решение отправиться в самостоятельный полет.
Конечно, основанная в 1999 году Happy Madison Productions не была детищем одного Сэндлера. Его правой рукой и поддержкой во всех начинаниях был продюсер Роберт Симондс, приятель актера еще со времен «Яйцеголовых» и активный участник разработки кассовых хитов Сэндлера девяностых годов. Имя компания получила сложением названий двух самых значимых для становления Адама картин – «Счастливчик Гилмор» (Happy Gilmore) и «Билли Мэдисон» (Billy Madison), на заставке отметился отец актера, а теперь и продюсера, Стэнли Сэндлер, разбивающий мячом для гольфа объектив камеры.
Вторым важным персонажем в истории Happy Madison Productions стал актер Роб Шнайдер. Этот комик, работавший вместе с Сэндлером еще на SNL, к тому моменту не раз уже появлялся на большом экране, причем не в самых худших фильмах (его можно разглядеть в «Один дома 2», «Разрушителе» или «Судье Дредде»), но стремился к большему. Адам Сэндлер решил помочь приятелю, а заодно «потренироваться на кошках» – дебютным фильмом Happy Madison Productions стала комедия «Мужчина по вызову» со Шнайдером в главной роли. Что уж говорить – картина была средоточием пошлости и шуток ниже пояса, однако зрителям она пришлась по душе, заработав с прокатным рейтингом R без малого сто миллионов долларов. Производство фильмов работает! И это настоящая золотая жила! Сэндлер погрузился в новое дело с головой и тут же получил ощутимую оплеуху – его второй фильм, снятый собственными силами, «Никки, дьявол младший» с затратами в 85 миллионов вложенных денег не вернул и едва не поставил крест на «Счастливчике Мэдисоне». Благо, подушка безопасности из средств, собранных предыдущими фильмами Сэндлера, предоставила ему еще одну возможность запустить собственное кино.
В 2001 году Сэндлер бросил все силы на два новых проекта – в первом было решено развить успех Шнайдера, второй должен был вернуть любовь зрителей к самому Сэндлеру. Обе ставки сыграли, хотя и сработали в разных категориях, «Животное» отплясывал на поляне низкопробного туалетного юмора, а «Миллионер поневоле» был скорее ближе к семейным комедиям Джона Хьюза. Так или иначе, компания Happy Madison Productions устояла, закрепилась и даже запомнилась зрителям и критикам.
Отличительной чертой Happy Madison Productions является хоть и распространенная в Голливуде, но в данном случае нарочито выпуклая «семейственность» компании. Адам Сэндлер собрал вокруг себя команду друзей, приятелей и единомышленников, которые нисколько не смущаются, оттого что снимают фильмы с одними и теми же актерами или появляются в картинах друг у друга с камео или полноценными ролями. Это возвращает Сэндлера и компанию во времена работы на ТВ, когда одной и той же команде комиков приходилось за вечер разыгрывать несколько сценок в самых разных образах, но в привычном актерском сочетании. Кому-то такая система кажется странной, но зрители уже привыкли, что Стив Бушеми появляется в фильмах Адама Сэндлера, тот, в свою очередь, мелькает у Кевина Джеймса и так далее.
Дальнейшая история Happy Madison Productions превращается в перечисление бенефисов тех или иных приятелей Сэндлера – можно буквально по годам проследить, как формировалась «банда». В 2003 году к компании присоединился Питер Сигал, постановщик кассовых хитов «Управление гневом», «50 первых поцелуев», «Все или ничего». В 2006 году в «шайку» Сэндлера вернулся режиссер «Счастливчика Гилмора» Дэннис Дуган, снявший для Happy Madison Productions в последующие годы семь фильмов, в том числе кассовые хиты «Одноклассники» и «Притворись моей женой». Тогда же Адаму Сэндлеру удалось переманить на свою сторону и Фрэнка Корачи, сделавшего актера знаменитым «Певцом на свадьбе». Корачи ответил постановкой «Клика: С пультом по жизни», второго по величине сборов фильма в истории кинокомпании. С актерской стороны завсегдатаями «Счастливчика Мэдисона» стали уже упомянутые Роб Шнайдер и Стив Бушеми, Джон Туртурро и Крис Рок, Анна Фэрис и Кевин Джеймс, некоторые из которых ограничились помощью Сэндлеру в эпизодах, в то время как Фэрис и Джеймс получили фильмы, где сыграли главные роли, – «Мальчикам это нравится» и «Шопо-коп» соответственно…
Казалось бы, с такими друзьями и любовью зрителей Сэндлеру остается только почивать на лаврах. Если бы не «маленькая заноза», не дающая расслабиться ни ему, ни другим участникам «банды», – фильмы Happy Madison Productions страшно не любят критики. Если заглянуть в агрегаторы Metacritic и Rotten Tomatoes, то оценкам фильмов компании можно только ужасаться. Чтобы сосчитать фильмы, удостоенные оценки выше 50%, хватит пальцев одной руки, а уж скольким картинам досталось от покойного Роджера Эберта… Но что поделать, Адам Сэндлер, кажется, перестал обращать на это внимание.
Впрочем, неверным было бы полагать, что Happy Madison Productions – это только комедии. У компании есть подразделение, специализирующееся на драматических фильмах. Список фильмов Mr. Madison 23 Productions пока невелик и включает всего два фильма – «Опустевший город» с Сэндлером и Доном Чидлом и «Приколисты» Джуда Апатоу с тем же Сэндлером и Сетом Рогеном. Однако это только начало – когда-нибудь Адаму надоест дурачиться и он станет серьезным драматическим актером.
Но не сегодня! Сегодня в запаснике Сэндлера желание повторить грандиозный успех «Одноклассников» в выходящем на наши экраны сиквеле, а также повторное воссоединение на экране с Дрю Бэрримор, запланированное на 2014 год в картине «Второй медовый месяц». В планах Happy Madison Productions числится перенос на экраны настольной игры «Кэндилэнд», приключений игрушечных грузовиков Tonka Track и компьютерной короткометражки «Пиксели», о восьмибитных монстрах, захватывающих Землю. Есть где развернуться. Главное – найти в фильмах место всем членам большой семьи Happy Madison Productions, хотя с этим обычно проблем не возникает.
Самые кассовые фильмы: «Одноклассники», «Клик: С пультом по жизни», «Притворись моей женой».
Крупнейшая неудача: «Никки, дьявол младший».