Не поддающаяся пошлости и злобе аккуратная комедия, рассказывающая о неожиданном музыкальном союзе священнослужителей трех разных конфессий
Не поддающаяся пошлости и злобе аккуратная комедия, рассказывающая о неожиданном музыкальном союзе священнослужителей трех разных конфессий.
Музыкальный продюсер Николя в панике – если в самое ближайшее время он не откроет новых звезд и не устроит грандиозный концерт, его звукозаписывающая компания уйдет в лапы бездушной корпорации. В отчаянии Николя собирает трио поющих представителей разных религий – иудейского раввина, мусульманского имама и католического священника. Задумка имеет успех, но уживаться трем новоявленным звездам непросто, и вопросы веры здесь стоят не столь остро, как простые человеческие качества – образцы морали для прихожан оказываются далеко не самыми богобоязненными людьми.
Шутки над верой и религией – опасное путешествие по лезвию ножа. Франция – это, конечно, не Россия, где за ловлю покемонов в храме можно легко отправиться в тюрьму, но и там есть свои верующие, чьи оскорбленные чувства заставляют расстреливать карикатуристов, неподобающим образом изобразивших пророка. Уместно ли, при всех конфликтах христианского и мусульманского сообщества в самой Франции и давней войне Израиля и Палестины, сталкивать представителей духовенства в комедии, выставлять их в неприглядном свете и даже откровенно высмеивать определенные культы и традиции? Перед свободными французами этот вопрос даже не стоит – смеяться, так без ограничений. Зритель сам решит, где улыбка, а где злобный оскал.
Комедия «И смех, и грех» француза Фабриса Эбуе на первый взгляд кажется рискованным предприятием: еще бы, свести вместе священника, имама и раввина, да еще и заставить их петь попсовые песенки – это надо быть полностью уверенным в своем чувстве меры и такта. А если учесть то, что две предыдущие картины, поставленные Эбуе, рассказывали о рабстве и диктатуре, причем в манере российских «Самых лучших фильмов», то зритель может и вовсе захотеть избежать похода в кинотеатр от греха подальше. Но на поверку все оказывается довольно пристойно, целомудренно (по французским меркам, конечно), смешно и, главное, ничуть не оскорбительно для верующих.
Нет, конечно, без шпилек в адрес иудейского обряда обрезания, без троллинга католичества, погрязшего в гомосексуальных и педофильских скандалах, без упоминания ислама как «самой мирной религии» не обошлось. Но все это только фон, а на переднем плане находятся люди, самые обычные французы, пусть и разного происхождения, со своими печалями, проблемами, комплексами и, конечно, мечтами. Так что потенциальным зрителям ленты стоит отбросить опасения оскорбить свою веру просмотром, а принять «И смех, и грех» как образцовую французскую комедию положений с полагающейся порцией романтики, привычными сценами переодеваний, смешными гэгами и очень симпатичным, хоть и простым посылом о том, что все мы люди, все несовершенны, так отчего бы нам не держаться вместе?
Фабрису Эбуе многое удалось в картине благодаря блестящему актерскому ансамблю. Для отечественного зрителя имена ведущих актеров говорят не очень много, но для Франции это настоящий «новогодний капустник», куда собраны лучшие из лучших. Причем и Рамзи Бедиа, и Гийом де Тонкедек, и Джонатан Коэн – далеко не узкожанровые актеры, им не составит труда сыграть в драме или боевике, однако в «И смех, и грех» они веселятся от души – Эбуе дал волю импровизировать и дорабатывать персонажей. Сам постановщик, кстати, сыграл продюсера Николя, добрейшего малого, беспокоящегося о подопечных едва ли не больше, чем о самом себе.
Разумеется, сюжет картины не хватает звезд с небес, насмотренному зрителю все понятно по синопсису: троица соберется, рассорится, подведет продюсера, пожелает ему помочь, снова соберется (какая же группа без реюниона) и добьется успеха. Однако смотрится все это отчаянно весело – имам пользуется «волшебной шапкой», при виде которой молодежь перестает дерзить, еврей подсаживается на концентрат соли Мертвого моря, священник меняет ориентацию, вместе они ходят на стриптиз и поют «С днем рожденья тебя» на арабском вместо молитвы. Не вершина юмора, но и не туалетное непотребство.
Остается лишь в очередной раз подивиться тому, какие вольности позволяют себе европейские комедиографы. И хотя сам Эбуе кокетливо говорит о том, что классические «Приключения раввина Якоба» сегодня не позволили бы снять даже во Франции, в этом есть элемент лукавства – это он наших крестных ходов не видел и казачества. По-другому бы запел!
С 30 ноября в кино.