Новая лента братьев Дарденн уступает их предыдущим, отмеченным призами работам, но для поклонников творчества тандема будет отличным подарком – умная, серьезная и емкая, несмотря на минимализм, картина
Новая лента братьев Дарденн уступает их предыдущим, отмеченным призами работам, но для поклонников творчества тандема будет отличным подарком – умная, серьезная и емкая, несмотря на минимализм, картина.
Молодая преуспевающая ведущая частную практику врач Женни Давин не слишком почтительна к больным и подчиненным, но свое дело знает четко, ее даже пригласил на работу крупный медицинский центр. Однако радость и беззаботность карьерной поступи рушит трагическое происшествие – Женни не открыла дверь своего кабинета пришедшей вне часов приема женщине, а на следующее утро ту нашли неподалеку мертвой. Полиция и коллеги не винят доктора – она имела полное право не обращать внимания на припозднившегося клиента, но внутри Давин чувствует растущее ощущение ответственности за отнятую кем-то жизнь. Желая хоть как-то отдать должное погибшей женщине, Женни начинает собственное расследование, ведь полицейские не смогли даже опознать тело.
«Победитель забирает все» – исходя из этого принципа, триумфатор Каннского кинофестиваля Кен Лоуч со своей социальной драмой «Я, Дэниел Блэйк» единолично стал предметом обсуждения критиков и зрителей на долгие недели после оглашения победителей. За разговором о том, справедливо ли получил свою «Золотую пальмовую ветвь» британец, все как-то забыли о том, что в соперниках у Лоуча были братья Дарденн с новой лентой «Неизвестная». Сегодня у российского зрителя есть возможность провести собственный анализ – схожи ли его вкусы со вкусами почтенного жюри.
Соперничество (хоть оно по большому счету и не получилось) выглядело впечатляюще – именитые постановщики, умело пользующиеся приемами реализма в кино, блистательно раскрывающие характеры героев и добивающиеся от актеров максимальной отдачи, продемонстрировали весьма крепкие ленты. «Неизвестная» – сильная работа, хотя и не лишенная недостатков, конечно, заслуживала призов, но фортуна распорядилась иначе. Что, впрочем, не ставит на картине крест.
В чем же сила «Неизвестной»? Да все в том же, чем хороши другие ленты Дарденнов, – она подталкивает зрителя думать, анализировать, примерять ситуацию на себя. Одно дело ставить себя на место супергероев, представлять, как ты размахиваешь мечом или шагаешь по неизведанной пустынной планете, и совсем другое – посмотреть в лицо вполне реальной и даже обыденной ситуации и вообразить, чем бы она отразилась внутри тебя. Женни из «Неизвестной» получила от судьбы странный «подарок» – труп под окнами, – но именно это происшествие оказалось определяющим в ее жизни, раскрыло потенциал, перевернуло восприятие окружающих и самой себя.
Дабы не мешать зрителю «примерить костюм» Женни, Дарденны намеренно не дают никаких намеков на жизнь девушки вне этого события – мы ничего не знаем о ее прошлом, не видим какой-то личной жизни, не ведаем о ее вкусах, пристрастиях и предпочтениях. Женни – скафандр, в котором зритель отправляется на поиски имени погибшей девушки, причем погружение это неизменно влечет выход в новом мире, где трагедия навсегда оставила шрам в душе. Потому второстепенным героям уделяется гораздо больше внимания – на них проявляется новая сущность Женни, в их глазах отражается человек, который невольно стал если не орудием и причиной, то соконструктором смерти.
Несмотря на традиционно сухую картинку, Дарденны, как обычно, многое демонстрируют периферийному зрению зрителя. Мы лишь каким-то шестым чувством ощущаем, что вместе с постоянно проносящимися мимо героини авто утекает сквозь пальцы ее спокойствие и умиротворенность, как исчезает комфорт после каждого нового разговора о мертвой женщине, как Женни буквально падает в яму, из которой не может выбраться самостоятельно. Лента пропитана скрытыми знаками, создающими нужную атмосферу лучше саундтрека и рваного монтажа.
А вот в минусы ленты можно записать ее излишнюю мелодраматичность и некоторую банальность развязки. Разумеется, Дарденны – не Финчер, чтобы увенчать саспенс грандиозным финалом, срывающим покровы и маски. Наоборот, словно специально, авторы «Неизвестной» слишком явно и искусственно сводят вместе нити повествования – проявляется слишком много случайных совпадений, неожиданных признаний и нарочитой слезливости. Но картину это не портит, ведь детективная составляющая – это лишь фон другого, настоящего расследования. Фон поиска собственного места в мире, где рядом в любой момент может оказаться кто-то нуждающийся в помощи.
Дарденны не взяли в Каннах призов, но своего зрителя они не обманули – «Неизвестная» не дает рациональных ответов, лишь предоставляет пищу для ума. А серьезному кино большего и не нужно – и кому, как не минималистам-реалистам Жан-Пьеру и Люку Дарденнам, этого не знать.
С 17 ноября в кино.