7 февраля в российский прокат выходит долгожданная драма бельгийского режиссёра Лукаса Донта «Девочка», получившая приз ФИПРЕССИ и «Золотую камеру» на прошлогоднем Каннском кинофестивале. В этом году фильм боролся за «Золотой глобус», а сам режиссер получил приз «Открытие года» от Европейской киноакадемии
«Девочку» можно смело назвать не только достойным режиссёрским дебютом, но и одним из лучших фильмов прошлого года, который пытается поговорить со зрителем на максимально небанальную тему транссексуальности.
Предлагаем читателям немного расширить тему и изучить нашу подборку фильмов, посвящённых трансгендерным и транссексуальным людям.
В центре сюжета история Лары, которая, физически оставаясь в теле мужчины, ощущает себя девушкой и мечтает профессионально заниматься балетом. Родные и близкие полностью поддерживают решение Лары сменить пол, однако сама героиня не может избавиться от тлеющего внутреннего конфликта, который постепенно приводит к нервному срыву. Донт не зря отправил главную героиню в балетную школу: через суровую дисциплину танца мы видим, насколько сложные взаимоотношения у Лары с ее телом. Кроме того, сложный переходный период выпал как раз на пик подросткового созревания героини. Картина не о противостоянии миру, как это может показаться, а о принятии себя. Понять переживания героини сможет каждый, кто когда-либо беспокоился из-за своих физиологических особенностей (слишком большого веса, слишком маленького роста и так далее).
Первый «Оскар» Хиллари Суонк и, возможно, одна из самых трогательных историй любви между трансгендерным юношей и гетеросексуальной девушкой. Сюжет разворачивается в 90-х годах в весьма недружелюбном к ЛГБТ-коммьюнити штате Небраска. В основе фильма — реальная история трансгендера Брэндона Тина, который жестоко пострадал из-за своих убеждений. Тина изнасиловали, а затем убили. Однако его гибель была не напрасной — она сильно срезонировала в обществе и привлекла всеобщее внимание к проблеме насилия над сексуальными меньшинствами. Эта трагедия также вдохновила людей на создание многочисленных движений, направленных на борьбу с гомофобией.
Знаменитый испанский режиссёр Педро Альмодовар неоднократно поднимал тему трансгендерных людей в своих фильмах. «Всё о моей матери» — тонкая и умная мелодрама, рассуждающая на тему материнства, транссексуальности и гомосексуальности без лишней сентиментальности. В центре сюжета мать-одиночка Мануэла, которая теряет единственного сына Эстебана в автокатастрофе. Мануэла вынуждена вернуться в родную Барселону, чтобы рассказать отцу Эстебана трагическую новость. Как выяснилось, мужчина, от которого она сбежала много лет назад, уже живёт жизнью женщины…
Альмодовар не просто так посвятил свой фильм трём актрисам — Бетт Дэвис, Джине Лоуренс и Роми Шнайдер. Центровая тема фильма — женщины, их мировосприятие и роли, которые они играют в обществе. И даже единственный мужчина в этой истории принял облик женщины, чтобы понять её суть.
Один из лучших фильмов канадского вундеркинда Ксавье Долана, участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2012 года. Все фильмы Долана так или иначе связаны с ЛГБТ, однако только в «И всё же Лоранс» он рискнул зайти на поле транссексуальности. В центре сюжета — 35-летний Лоранс, который, казалось бы, совершенно счастлив в отношениях. Однажды, собравшись с мыслями, Лоранс открывается перед своей подругой Фред. Он признаётся в том, что все эти годы чувствовал себя женщиной и очень устал скрываться от мира.
Несмотря на ярко выраженную тему гендерной самоидентичности, «И всё же Лоранс» — фильм не сколько о внутреннем конфликте, сколько о самой любви, большой и чистой.
Не выходя из привычных исторических декораций, британский режиссёр Том Хупер снял честный байопик о фактически первом известном в истории мужчине, перенёсшем операцию по смене пола, — Эйнаре Вегенере. Действие картины разворачивается в 1920-х годах в Копенгагене. Художница Герда Вегенер использует своего супруга Эйнара Вегенера в качестве модели для собственных картин. Модели не простой, а в женском платье. В какой-то момент работы Герды приобретают большую популярность, а Эйнару начинает нравиться его новое женское обличие.
Возможно, кому-то может показаться, что «Девушка из Дании» — это банальная история о том, как жена неосознанно спровоцировала гендерные самокопания собственного мужа, на самом же деле это картина об уходе иллюзий и обретении себя настоящего, что немаловажно не только для трансгендерного сообщества, но и для нас всех.
Настоящая рождественская история о двух подругах-трансгендерах и одном таксисте, а ещё — о большом и непредсказуемом Лос-Анджелесе, в котором может случиться всё что угодно. Независимый американский режиссёр Шон Бэйкер, настоящий самородок, создавал «Мандарин» буквально на коленке. Снимали фильм на обычный айфон, зарплату съёмочная группа получала из карманных денег, сэкономленных на безбилетном проезде в метро.
Сюжет развивается в буквальном смысле на ходу — одна из подруг в пылу ревности пытается найти своего парня-изменщика, который, по слухам, начал встречаться с другой девушкой. Героини несутся по улицам и переулкам, периодически вступая в перепалки и попадая в различные истории.
Благодаря необычной визуальной интерпретации и совершенно новаторскому подходу «Мандарин» смотрится свежо и легко. Это не столько социальная драма о непростой жизни трансгендерных людей в Лос-Анджелесе, сколько остроумная комедия о настоящей дружбе, которая надолго запомнится яркими персонажами и цепкими диалогами.