В "Операции Валькирия" одноглазый и однорукий немецкий полковник Том Круз должен взорвать Гитлера, но ему мешает дубовый стол. Это было бы смешно, если бы не было правдой.
К 1944 году полковник Клаус Шенк граф фон Штауфенберг потерял в сражении руку, глаз и два пальца и мистически прозрел. Адольф Гитлер, бесноватый психопат, поставил Священную Германию на край гибели. Спасти страну может только одно – уничтожение маньяка, разоружение СС, привод к власти ответственного правительства. Осуществить это нужно силами офицеров и генералов прусской (и южногерманской, как в случае с самим фон Штауфенбергом) военной элиты, а также при помощи Резервной армии, несущей гарнизонную службу в Берлине и других городах Священной Германии.
Правда льется с экрана полноводной рекой, и дело не в том, что сценарий достовернее иных школьных учебников и все рассказывает в точности, как было. Однорукий и одноглазый Том Круз страшно похож на настоящего фон Штауфенберга, он смотрит спокойным безжалостным взглядом на своих подельников, взглядом, полным любви и ужаса – на жену и детей, почти жалобно – на секретаршу, когда все дело уже провалено. Брайан Сингер, режиссер «Подозрительных лиц» /Usual Suspects, The/ (1995) и «Людей Икс» /X-Men/ (2000), нагнал такого саспенса, что публика до последнего момента если не верит, то во всяком случае надеется, что Гитлера все-таки замочат, несмотря на перенос заседания и дубовую ножку стола, отразившую взрывную волну. На премьере в момент взрыва раздались истерические аплодисменты, переходящие в овацию – сработали безупречный ритм фильма и Том Круз, запустивший свой драматический талант на полные обороты (хотя, может, и не дотянув до адского продюсера из «Солдат неудачи» /Tropic Thunder/ (2008)).
Испытывая досаду на немцев, которые, даже уже с бомбой в руках, должны позвонить начальству за окончательной санкцией и подозрительно висеть на телефоне, пока начальство будет уточнять у своего начальства (самое страшное, что это тоже историческая правда) полезно в очередной раз удивиться отсутствию подобных заговоров в Москве – сталинские генералы безропотно шли и в лагеря, и в котлы окружения.
Это с одной стороны. С другой – полезно и понимать, что вы покупаете вместе с билетом. Даже у левака Шлендорффа в "Жестяном барабане" /Blechtrommel, Die/ (1979) русские освободители были адским кошмаром, это вообще неприятная тема. Войну выиграли французские партизаны в беретках с пимпочкой, война была выиграна в "День Д" на пляжах Нормандии, теперь войну выиграл, ну по крайней мере попытался, немецкий народ, изнывавший под гнетом фюрера. Это тем более занятно, что все ответственные лица в фильме – голливудского происхождения, сами немцы к таким публичным заявлениям еще не готовы. Журнал "Шпигель" к выходу фильма опубликовал одно из писем Штауфенберга жене из свежеоккупированной Польши, в котором тот пишет, что народишко местный – сброд и кроме плетки ничего хорошего не заслуживает. План заговорщиков был договориться с меньшим злом – англичанами и американцами, чтобы отбиться от Красной Армии. Когда Фон Штауфенберг говорит: "Мы должны спасти Германию", он имеет в виду не столько даже "Мы должны спасти Германию от Гитлера", сколько "Мы должны спасти Германию от русских".
Впрочем, полковник Клаус Шенк граф фон Штауфенберг определенно был героем и погиб за свои убеждения, Брайан Сингер снял отличный фильм, Том Круз замечательный актер и счет тут предъявлять, кажется, некому.
Разве только истории, но ей, как известно, наплевать.