Вымученное продолжение антиутопии Netflix кишит раздутыми метафорами страшного будущего.
Первая «Платформа» дебютировала на Netflix в ноябре 2019 года и вскоре стала самым популярным испаноязычным релизом платформы за всю историю. Антиутопия про будущее, где заключённые сидят в вертикальных камерах, а еда к ним опускается на специальной платформе, произвела огромное впечатление на массового зрителя. В значительной степени глобальному успеху «помогла» пандемия, когда свобода ограничивалась ради спасения жизней. Спустя пять лет «Платформа» получает сиквел: уровень претенциозности и фан-сервиса вырастет в геометрической прогрессии, в то время как режиссёру и сценаристу Гальдеру Гастелу-Уррутии совершенно нечего будет добавить к оригинальному фильму, кроме максимально нелепых параллелей с реальностью, эксплицитной жестокости и собственной скуки.
Законы мира «Платформы» остались прежними: каждый месяц заключённых тасуют по разным этажам (всего их 333), каждый день перед ними оказывается заранее обговорённая ими еда, которую они должны успеть потребить. Героиня Перемпуан (Милена Смит из «Параллельных матерей») просыпается на 24-м этаже в компании Замятина (звезда «Бумажного дома» Ховик Кочкерян). Вскоре персонажи принимают решение бороться с системой и преданными ей лоялистами во главе со слепым помазанником Дагином Баби (Кен Эпплдорн). Революция всё ближе, законы мира всё суровее, кровавые распри за свободу находятся в самом разгаре.
В стандартный для стриминга 100-минутный хронометраж автор компонует несколько раздробленных историй, каждая из которых напрямую связана с Перемпуан (с индонезийского имя переводится как «женщина»). Пройдёт масса времени, прежде чем аудитория узнает, чем конкретно провинилась героиня (в тюрьме она обязуется искать время, чтобы простить себя), однако к тому моменту всякий интерес рискует угаснуть и больше не просыпаться. Поначалу любопытным предстаёт первый из сокамерников Перемпуан — грузный Замятин (отсылка к советскому писателю Евгению Замятину и его классике «Мы»), считающий себя математиком, которого свела с ума «мнимая (по-другому невозможная) единица». От героя с жуткой предысторией и его одержимостью пиццей создатели оперативно избавятся в угоду другим персонажам, в том числе перекочевавшим из первого фильма. Для фанатов «поттерианы» будет приятным сюрпризом увидеть в кадре Наталию Тену, исполнявшую роль Нимфадоры Тонкс, — её смерть, аналогично замятинской, будет жестокой и бессмысленной.
Бессмысленность вообще является единственным работающим кредо Гастелу-Уррутии. Постановщик не станет даже пытаться пересобрать прежнюю формулу, а, наоборот, выдаст её за радикальную смелость. Основной идеей сиквела станет конфликт оппозиционеров и лоялистов-помазанников: если в случае первых необходимость свободы вполне очевидна (голод, неравенство), то разбираться в мотивации вторых у режиссёра нет никакой потребности. Вся тревога и психология первой картины утилизируются в угоду навязчивым визуальным решениям: так, например, в эпилоге «Платформа 2» попытается уйти в некую метафизическую реальность, окрашенную в неоновый зелёный, и с треском провалится.
Перемпуан и её действия останутся нерасшифрованными, замаскированными под растерянность. Даже у ярых приверженцев первого фильма не хватит намерений трактовать нарочитые, интеллектуально выжатые замыслы автора, сводящиеся то к девяти кругам ада, то к борьбе с условными ковидными ограничениями, то к опасности религиозных культов. Перечитайте Замятина, товарищ Гастелу-Уррутия — совсем не факт, что поможет, но от желания снимать триквел точно убережёт.
Скоро тут совсем некого читать будет:(
Основной косяк - нехватка базовой информации для понимания фильма, отсюда растут ноги у упомянутой фирменной бессмысленности. Изволь режиссёр дать хоть вскользь объяснение происходящим процессам, получился бы удобоваримый продукт. А так - довольно невнятное кино, хоть и с большим потенциалом