Каждому творческому человеку хочется совершить что-то грандиозное: открыть новый вид искусства, изобрести новый жанр, сломать привычную систему и перенастроить культурные коды
Шутки работают только один раз
Первый фильм о Дэдпуле, кроме всего прочего, впечатлил зрителей обилием весьма фривольных, если не сказать пошлых, шуточек. Конечно, в нем достаточно было и более серьезных и тонких приколов, но на поверхности в памяти остались именно те, которые касались (да простят мне такой каламбур) сферы ниже пояса. «Дэдпул» вообще воспринимался как фильм, снятый для пубертатных подростков, хихикающих при слове «член», вот только рейтинг у фильма был такой, что основной его аудитории пришлось проникать в кинозалы тайком или ожидать выхода фильма на носителях. Может быть, кому-то и повзрослее такой уровень показался адекватным, но человеку здравому таких «хаханек» хватает на один раз, пересматривать первую часть, чтобы освежить в памяти юмор, нет никакого желания.
Авторам сиквела логично было бы тщательнее проработать это направление, но продолжение, наоборот, с юмором резко «ухнуло» вниз — шутки либо полностью перебрались в трусы, либо отстали от жизни на добрые два-три года. Про трусы — все понятно, в какой-то мере это часть характера Уэйда, но разговоры про влажные салфетки, электрокабель в заду у Джагернаута, да и похлопывания по пятой точке Колосса как-то начинают раздражать. Похоже, ничего нового здесь авторы уже не способны придумать, а их обращения к мему про Марту или набившее оскомину восхищение «Логаном» были актуальны год, а то и два назад. Сейчас хохмы Дэдпула оказались плоскими и незатейливыми, словно он их стал воровать у кого-то поумнее и порасторопнее.
Романтика кончилась
«Дэдпул» Миллера в свое время оказался настоящим открытием с неожиданного ракурса — отношения Уэйда и Ванессы своей энергетикой и искренностью превзошли любые самые смелые ожидания, да и вообще этот тандем может претендовать на звание лучшей пары в истории кинокомиксов. Да, все отдают себе отчет в том, что во многом этот взлет стал возможен лишь благодаря «идеальности» Ванессы — она и «Звездные войны» может цитировать, и прикол подхватит, и в постели мастерица, — но это же комиксы, здесь, знаете ли, и регенерирующийся убийца есть, и металлический силач, почему бы не быть суперподружке.
Вот только сегодня стоит констатировать, что авторы идеи оказались неспособны развить ни персонажа Морены Баккарин, ни отношения между главными героями — Ванесса в определенный момент превратилась в обузу, и от нее без сомнений избавились. Ну, как избавились, скорее вывели ее за скобки, чтобы время от времени возвращаться к ней в грезах под песни группы «A-Ha». Довольно странное решение, которое ничем, кроме лени сценаристов, объяснить невозможно — они словно поставили часть жизни своего персонажа на паузу или заключили в аквариум, который по необходимости можно поразглядывать для успокоения души. Очень жаль, романтика давала «Дэдпулу» мощнейший эмоциональный заряд, но теперь эта линия превращена в сопливое нытье.
Экшен заметно сдулся
Но черт с ней, с романтикой. От наемного убийцы в маске с пистолетами и катанами требуется что? Побольше экшена и крови. С красной краской и в первом, и во втором фильме все в порядке и даже в избытке, но вот с тем, чтобы впечатлить зрителя эффектными боевыми сценами или перестрелками, тут обе ленты пасуют. Фактически по-настоящему запоминающейся сценой в двух лентах стал эпизод, открывающий первую картину: прогон титров сквозь замерший в падении автомобиль и все сопровождающие этот момент до и после действия задавали хороший тон, вот только закончилось все это ничем – ну не назовешь же поражающими воображение беспомощную финальную битву в первом «Дэдпуле» или драку в тюрьме во втором. Что уж говорить про схватку Колосса и Джагернаута — даже сами герои справедливо назвали ее «битвой пикселей», ничего интересного в ней совершенно точно нет.
Единственное, что хоть как-то разбавляет скуку второго фильма, — это сражение Кейбла и Домино в мчащемся по городским дорогам автопоезде-тюрьме, но здесь всплывает другая проблема, о которой просто не хочется говорить отдельно: оба фильма отвратительно смонтированы. Да-да, обратите внимание на то, как в драке «везучей девчонки» и «зимнего солдата из будущего» герои внезапно меняют позиции, бегают по бесконечным коридорам и бьют по пустым местам — создается впечатление, что сцену серьезно покромсали на постпродакшене, то ли пряча огрехи графики на заднем плане, то ли не желая показывать не слишком удачные дубли, но слабая отдушина этим безнадежно испорчена. Грустно видеть, что даже постановщику «Джона Уика» не удалось раскачать неповоротливую махину кинокомикса.
Персонажам второго плана нет должного внимания
Раз уж мы вспомнили Кейбла и Домино, стоит поговорить о том, как авторы двух «Дэдпулов» обходятся со второстепенными персонажами. Тут все грустно, причем вышеобозначенный конфуз с Ванессой — это еще вполне приемлемый вариант, остальным пришлось даже хуже. Вспомните Колосса и Боеголовку из первого фильма, они появились из ниоткуда, ничем примечательным не отметились, кроме пары неудачных шуток и нудного пафоса, а после раскланиваются и исчезают. Исчезают для того, чтобы появиться вновь в сиквеле, но с еще меньшей претензией на осмысленность — героиня Брианны Хильдебранд вообще нужна оказалась только для сцены после титров. И это те персонажи, с которыми мы провели два фильма, новичкам «Дэдпула 2» повезло еще меньше.
Введение в канву истории о Дэдпуле Кейбла, суперсолдата из будущего, который способен перемещаться во времени, не знает пощады и не разделяет оптимизма относительно судьбы человечества, многих поклонников комикса настроило на позитивную волну. Увы, ожидания обернулись разочарованием — Кейбла, со всем его бэкграундом потери семьи, особенно глубоким героем не назовешь. Не получилось раскрыть и Домино, она по большому счету осталось кудрявой везучей теткой с невнятным прошлым, непонятным настоящим и невразумительным будущим. Сценаристы даже не пытаются сделать из людей в кадре что-то большее, чем скучный шаблон в худших традициях комикса.
Синдром собственной киновселенной
Однако самым печальным во всей истории с Дэдпулом является то, что создатели двух вышедших фильмов отчаянно желают перетянуть одеяло на себя и организовать конкуренцию если не киновселенной Marvel, то хотя бы Людям Икс со всеми их ответвлениями. Задача сколь амбициозная, столь и бессмысленная, хотя бы потому, что персонажи этих различных миров рассчитаны на разную аудиторию и пара Человек-паук и Дэдпул в одном общем фильме будет смотреться весьма странно. Не факт, что подобное слияние когда-нибудь вообще произойдет, но это влечет еще более печальные последствия – «Сила Икс», которую Дэдпул пытается раскрутить в собственную франшизу, пока выглядит «слабостью икс».
«Дэдпул 2» столкнулся с тем, что ему нужно наращивать круг персонажей, но это оказалось весьма проблематично — интересных героев второй фильм предложить не смог, пунктиром обозначив их присутствие, но не задав никаких стандартов для будущих побед и поражений. Больше того, финальной сценой с путешествиями во времени Дэдпул превращает все возможные продолжения в сомнительное соревнование с шулером, который в случае неудачи может просто все отмотать назад и «разрулить» ситуацию так, как ему будет удобно. Конечно, в бумажных комиксах на любого «повелителя времени» находились свои средства нейтрализации, но в кино со временем заигрывать крайне опасно — можно и наворотить лишнего, и в глупости скатиться. Прежде всего, таких соседей будут сторониться сами фоксовские «Люди Икс» и марвеловские «Мстители» – зачем им непредсказуемые временные парадоксы? Придется «отбросам» вариться в собственном соку, а соки эти, как мы увидели, не особенно наваристы.
Никто сегодня ни на секунду не сомневается, что Дэдпул скоро снова появится на экранах, Райан Рейнольдс оседлал лошадку, которая способна нести его еще достаточно долго. Но два фильма с болтливым супергероем на ведущих ролях показали, что его силы небезграничны — актер от души веселится, но веселье это непременно закончится похмельем, одинаковые шутки приедятся, спецэффекты наскучат, а намеки и отсылки к конкурентам перестанут радовать. Способен ли Дэдпул решить эти проблемы, ведь регенерация и цинизм в этом не помогут? Увидим очень скоро, ведь другим супергероям есть что противопоставить, в то время как «»Дэдпул» демонстрирует ограниченность идей.