Начиная с финала сезона пятого «Престолы» шагают вперед почти вслепую, точнее, ведомые не опытным знатоком Семи королевств, а его куда менее осведомленными последователями
5. Наконец-то мы избавились от спойлеров.
Вообще, спойлеры – это отдельный большой разговор, которому мы обязательно еще уделим отдельную колонку в будущем. Относиться к спойлерам можно по-разному: кто-то не берет в голову любые, даже самые прямые сюжетные подсказки, кому-то не по душе слишком явные раскрытия тайн еще не просмотренного фильма и сериала, а кто-то шарахается даже от постеров и трейлеров, чтобы случайно не словить «занозу-предсказание», которая разъест затем этого человека изнутри. Всем зрителям «Игры престолов», которые ограничились просмотром, не делая упор на литературную основу, на протяжении предыдущих шести лет приходилось терпеливо выносить надоедливое брюзжание «читателей»: то сделано не так, как в книге, это снято не так, как представляешь себе после прочтения романа, здесь герои хуже, чем у Мартина, а там вообще не сняли самое интересное! Не то чтобы это сильно портило впечатление от просмотра, но серьезно раздражало – умников много, а в сезоне всего десять серий. Теперь, хвала семи богам, мы практически избавились от брюзжания начитавшихся книг скептиков, которым с каждым новым эпизодом сериал, кажется, нравился все меньше. Заметили, как очистился в этом году твиттер? Никаких вам наглых якобы случайных заявлений о том, что кого-то из героев убьют в ближайшее время. Никакого кряхтения и сопения, мол, «сериал все испортил». Наконец, никаких высокомерных «посылов»: «Вы книгу не читали, о чем с вами говорить». Все! Баста! Теперь в «Игре престолов», как в бане, все равны. Теперь любые предсказания можно воспринимать лишь как неудачные шутки. Теперь никто не должен прятаться от спойлеров и излишне говорливых приятелей – знатоков Мартина. Теперь сериал окончательно стал зрелищем, а не мучением – и это моментально пошло на пользу всему сообществу поклонников Семи королевств. Новые серии стали сопровождаться равноправным обсуждением, а не битвой «остроконечников» и «тупоконечников». Отсутствие книги, лежащей в основе шестого сезона, сплотило зрителей, сделало сообщество «престольчан» сильнее и креативнее.
4. Секс и насилие перестали быть самоцелью.
Глупо отрицать очевидный факт: обильные сексуальные цены и нарочитое и даже смакуемое насилие с самого начала были визитной карточкой «Игры престолов». Отрезанные члены, выколотые глаза, отрубленные руки и головы, выпущенные наружу кишки и освежеванные человеческие тела – чего мы только не насмотрелись за пять лет «семиборья». Инцест и гомосексуализм, педофилия и проституция, оргии и публичная нагота – здесь тоже зрители увидели за пять лет все, что можно показать на телеэкране. В новом сезоне обе бури словно стихли. Нет, разумеется, Серсея и Джейме никуда не делись, но сюжетно они разведены по разным землям; все любители бурных празднеств с десятками наложниц топчут грязь военных троп, даже в столь почитаемой авторами «однополой шлюпке» осталась всего одна пассажирка – Яра Грейджой. То же самое касается и жутких натуралистичных сцен – ни тебе вылитого на голову золота, ни сжигания детей на кострах, ни нападения лютоволков – пара красочных пожаров да скормленный псам Рамси Болтон, вот и все, что припасли для зрителей создатели в шестом сезоне. Почему вдруг так? Скорее всего, создатели шоу поняли, что в борьбе за зрителя они достигли той черты, когда привлечь новую аудиторию уже практически невозможно – всех, кого можно, они уже поставили под свои знамена. А значит, не нужно и форсировать события и нагнетать излишние страсти. Нет, конечно, никто не призывает полностью избавиться от кровавых битв, да и к целибату и невинности взывать уже поздно, но заметьте, более сдержанное повествование помогло сделать каждую серию увлекательной, интересной и равнозначной. От старой схемы авторы далеко не ушли – как и раньше, самые яркие события пришлись на девятый эпизод сезона, – но чтобы остальные серии были проходными, аперитивом к основному блюду, такого больше нет. А насилие в должной форме осталось, и обнаженных тел на экране вдоволь. Просто авторы научились правильно пользоваться этими двумя клинками – не тыкать во что попало, а наносить точные точечные удары в самые эффективные точки.
3. Что мертво - может, совсем и не мертво.
Главной интригой перед началом нового сезона была смерть – или «несмерть» – лорда-командующего Джона Сноу. Разумеется, избежать спойлеров было сложно – утечки со съемок однозначно говорили в пользу того, что бастард Неда Старка оживет, и все же интрига сохранялась довольно долго. Почему я уделил этому достаточно спорному и не до конца убедительно обыгранному в сериале эпизоду столько времени? Да потому что открытый леди Мелиссандрой «гроб Пандоры» грозит возможностью впечатляющих изменений на ландшафте Семи королевств. Она сумела вернуть с того света Джона Сноу, так почему бы ей не оживить кого-то еще? Ах, ее изгнали из Винтерфелла? Ах, труп Джона буквально еще не остыл до начала обряда? Ах, воскрешение далось колдунье слишком тяжело? Пустяки! Мы в сказке – даешь больше магии, воскрешений и неожиданных поворотов. Вообразите себе, как взбурлило бы повествование, вернись в сюжет Рамси Болтон или Кейтелин Старк, оживи Кхал Дрого или Тайвин Ланнистер. Выражаясь языком вездесущего твиттера, ретвит, если за воскрешение Неда Старка, в избранное – если за Джоффри Баратеона. И это я еще не вспоминаю Белых ходоков – те тоже свою армию как-то регулярно пополняют ходячими мертвецами, и нам не зря показали в шестом сезоне рыцаря, находящегося в пограничном состоянии между жизнью и «смертью». Похоже, мертвые себя еще проявят, и в этом кроется огромный потенциал для будущих сюжетных разворотов. В конце концов – раз пошла такая пьянка, режь последние огурцы из банки Джорджа Мартина, пока он не вернулся домой и не разогнал всю эту шайку-братию.
2. Шестой сезон – настоящий праздник феминизма.
Не уверен на все 100 процентов, но мне показалось, что в новом сезоне создатели, достаточно дистанцировавшись от книг Мартина, сделали из сериала настоящий гимн женскому движению за равноправие и даже главенство в обществе. Конечно, писатель в своих книгах уделял женщинам немало внимания, кое-кто из героинь «слабого» пола даже нес в руках знамя своих домов и земель – Серсея крутила интриги, Кейтелин Старк удерживала от распада род своего погибшего мужа, Дейенерис строила планы покорения мира. Но в шестом сезоне роль женщин в сериале удесятерилась. Какую из сюжетных струй ни возьми, везде «бабий бунт»! Джона Сноу сначала оживляет Красная ведьма, а затем Санса берет под свое командование его войско и даже одерживает победу в важной битве. Арья Старк бросает вызов Многоликому богу и выходит победительницей из битвы с его служками. Серсея мстит, да так, что занимает Железный трон. Мартеллы и Тиреллы строят совместные козни силами двух могущественных женщин. Мать Драконов триумфально возвращается в Миэрин и останавливает падение осажденного города. Железнорожденных возглавляет дочь Грейджоя Яра. Даже среди третьестепенных домов первенство внезапно перехватывает юная Лианна – гордая и мудрая не по годам представительница дома Мормонт. Чем вам не триумф женской части сериала? Связано ли это с каким-то особенным отношением Мартина к дамам или просто так сложилось – без книг сложно понять, но тенденция налицо. И меня это только радует – при всех красотах рыцарских доспехов, элегантности сражений на мечах и обилии сцен мужского чревоугодия, женщины вносят в любой сюжет добрую порцию особой энергетики. Недаром в главных войнах человечества винят барышень, не зря самыми мудрыми правительницами считают императриц, не просто так французы, чуть что, направляют: «Ищите женщину» – в «Игре престолов» ничего искать не надо. Женщины в шестом сезоне оттеснили мужиков с ведущих ролей, дорогу к Железному трону грудью проложим себе! Ура!
1. Будущее туманно, зима загадочна.
Моя главная радость от расставания с Мартином в чем-то перекликается с пунктом о спойлерах. В кои-то веки мы почти ничего не знаем о том, что нас и героев сериала ждет в седьмом сезоне. Кроме одного – Зима пришла. И это просто великолепно – у сериала сейчас открылось столько возможностей и перспектив, сколько не могла подарить ни одна даже самая продуманная книга. Нет никаких ограничений, нет пут и колей, нет кабальных обязательств и жестких условий – твори в свое удовольствие. И не забывай об удовольствии зрителей. Зрителям ведь что нужно? Побольше драконов, еще больше Белых ходоков, почаще сталкивать армии и регулярно осаждать крепости. Все это непременно будет в седьмом сезоне, а сверху добавится долгий путь домой Арьи Старк, совершенствование дара Бранна, козни Песчаных змеек, воссоединение Кхалазара и Безупречных – да сотни интриг! Кто-то скажет, что все они «запрограммированы» Мартином, и, возможно, будет прав, но мне хочется верить, что без его узды «Престолы» мчатся быстрее и увереннее. В какой-то степени писателя даже немного жаль, он стал заложником огромного конгломерата под названием «Игра престолов» и уже не справляется с собственным «королевством». Но это не значит, что без него престол рухнет – просто боле энергичные, креативные и смелые займут его, чтобы править в угоду зрителям. Телевидение победило книгу еще не окончательно, но в данном случае это так. Так давайте же вместе ждать старта нового, седьмого сезона. Зима пришла в книгах, а в сериале пышным весенним цветом расцвела новая жизнь. Жизнь без Мартина.