Начав рассказывать историю далекой-далекой галактики с середины, Джордж Лукас наверняка не рассчитывал на то, что его детище получит такую разветвленную мифологию и найдет такую армию последователей
5. Прошлое героев «Изгой-Один»
Хитрый план с «белыми пятнами» в прошлом главных героев только издали выглядит «хитрым», на деле это ловушка, в которую извечно попадал сначала сам Лукас, а теперь и его последователи. Вспомните, сколько таинственности было в личности Дарта Вейдера. Кто он? Откуда? Что с его лицом и голосом? Тысячи вопросов, оставленных без ответа классической трилогией. Удовлетворили вас ответы приквелов? В какой-то мере, но и здоровую долю особенной «звездновойновой» магии эти ответы убили – именно потому, что ответы на эти вопросы подгонялись под известные условия. Но и этими ответами тема до конца не раскрыта – кто является отцом самого «отца Люка», так и осталось неизвестным. Потомки разберутся! Вот потомки и разбираются, но ровно так же, как Лукас. Эдвардс вместе с большой компанией сценаристов вводит сразу несколько персонажей, которые так же, как их предшественники, возникают из ниоткуда с пустыми «личными делами». А ведь для понимания их характеров и мотивов действовать прошлое очень важно. Что послужило причиной раздора между Галеном Эрсо и директором Кренником, да такого, что последний запросто расправляется с семьей своего старого знакомца? В каком бою столь жуткие раны получил Со Геррера и после каких событий его пути с Альянсом разошлись? Какие скелеты скрываются в шкафах Касиана Андора и при каких обстоятельствах в его руки попал К-2S0? Проще всего отмахнуться от всех этих вопросов, сославшись на то, что все погибли же, с мертвых какой спрос. Но тогда смысл всего фильма растворяется в той самой строчке, которая была известна поклонникам саги еще в 1977 году: «Группа повстанцев похитила чертежи “Звезды Смерти” и передала их Альянсу». Или авторы саги в дальнейшем хотят вернуться к персонажам «Изгоя» и снять приквел приквела? Не сложновато ли нагромождение? Не могу не указать и на еще одну важную загадку, которую «Изгой-Один» порождает, но сам же и хоронит, – кристалл Джин. Эдвардс как минимум трижды делает на подарке Лиры Эрсо явный акцент, зрители понимают, что это сосредоточение Силы, это тот камень, который должен стать «сердцем» джедайского меча, но… Но фильм ничего не говорит ни о происхождении драгоценного артефакта, ни о его подлинном значении в жизни Джин, ни о том, каким образом в будущем он мог бы стать частью саги – а есть намеки на то, что кристалл достанется Рэй. Как бы то ни было, в сюжет общей хронологии снова вкралось множество дыр.
4. Звезда Смерти
Сегодня можно совершенно точно сказать, что по большому счету «Изгой-Один» снят для того, чтобы прикрыть одну громадную логическую дыру, на которую не могли не обратить внимания зрители еще самых первых фильмов саги – какого лешего в самой грандиозной галактической постройке, в безжалостной «Звезде Смерти» скрыт такой простой способ ее уничтожения. Творение лучших имперских сил разрушается буквально одним выстрелом – ну куда такое годно. ОК, ответ устроил большинство поклонников вселенной. «Звезда Смерти» проектировалась человеком, который работал против своей воли, не разделял взглядов Империи и намеренно оставлял «черный ход» для того, чтобы его великое оружие можно было нейтрализовать простейшим образом. В какой-то мере это все то же упрощение, которое нацелено лишь на то, чтобы заполнить пустоту, но допустим, что оно логично и всех устраивает. Но ведь это не единственная проблема существования «Звезды Смерти» в саге, больше того, «Изгой» лишь добавил неразрешенных вопросов, связанных с этой конструкцией. Например, как получилось такое, что Альянс ничего ее знал о «Звезде» до самого конце ее постройки? Как грандиозное строительство, требующее не только привлечения глобальных масс в качестве рабочей силы, но и сбора огромных запасов материалов, осталось за пределами интересов Повстанцев? И это при всей разветвленности сети недовольных, при активном сотрудничестве с пиратами, торговцами, мошенниками всех мастей. «Звезда Смерти» строилась двадцать лет, но заметили ее только в момент испытаний – непростительная безалаберность. Дальше больше – оказывается, «Звезда Смерти» была испытана впервые не на Альдераана, как мы раньше думали, она сделала два выстрела намного раньше. Вам не кажется странным, что уничтожение двух более чем значимых точек на карте Галактики ранее оставалось за скобками? А ответ опять же прост: одна разгадка тянет за собой десяток вопросов без ответа, которые разъедают Ссагу изнутри.
3. Империя
О том, что мы узнали и что по-прежнему осталось скрытым во внутренней жизни империи, кстати, стоит поговорить отдельно. Я уже отмечал, что «Изгой-Один» скрывает от нас важный аспект отношений между Орсоном Кренником и Галеном Эрсо, но это лишь вершина айсберга – Кренник и без этого выглядит фигурой крайне противоречивой, но любопытной. Герой Бена Мендельсона не является выдающимся полководцем, как руководитель строительного объекта он тоже, мягко говоря, не блещет. Однако Кренник метит в ближайшее окружение Лорда Вейдера и надеется на снисхождение самого Императора! Что это означает? Нам снова показывают, что Империя прогнила изнутри? Что построенная Палпатином конструкция не способна генерировать идеи и выдвигать из своих рядов лучших? К чему эта нарочитая демонстрация глупости всей вертикали Империи от Гранд-моффа Таркина до самого затрапезного штурмовика и дроида? Разве с таким врагом должен биться Альянс? Создается впечатление, что Гарету Эдвардсу просто не позволили показать Империю такой, какой она должна быть – страшной, угрожающей, неотвратимо несущей смерть. Об этом, между прочим, говорят и обильные пересъемки и досъемки «Изгоя». Сравните трейлеры с итоговым результатом – мы лишились как минимум сцен с патрулирующими затуманенный берег штурмовиками, с дуэлью Джин и имперского истребителя на вершине башни-передатчика. Обидно, но, отказывая Повстанцам в достойном противнике, авторы саги неизбежно умаляют достоинства и самого Сопротивления – побеждать дурачков много отваги не нужно. Но Империя – далеко не дураки, так зачем же ваньку валять?
2. Повстанцы
Если вы думаете, что к Альянсу меньше вопросов, чем к Империи, то спешу вас огорчить – тут все еще грустнее. Нет, есть, разумеется, светлые стороны. «Изгой» показал нам несколько иное Сопротивление: вероломное, не гнушающееся предательствами и подлостью, откровенно трусящее перед смертельной угрозой и неспособное договориться в ответственный момент. Наконец, в полной мере продемонстрированы разброд и шатания среди пилотов и воинов Альянса, их наплевательское отношение к приказам и жизням соратников. Удивительно, но эти вкрапления черного и серого делают повстанцев ярче и живее. Но несколько новых штрихов, как и положено, влекут дополнительные вопросы и проблемы. Одна из самых главных – присутствие на флагманском корабле Альянса в самом эпицентре битвы над Скарифом Леи Органы. Это только в мультиках и мифах бесстрашные предводители армий, короли и принцессы идут в атаку во главе своей армии. На деле глава войска всегда находится в безопасном месте. Лея – не глава Альянса, но персона как минимум важная, объединяющая и значимая для продолжения сопротивления, и вдруг она оказывается там, где исход битвы в пользу повстанцев совсем не определен. В чем смысл ее нахождения на флагмане Альянса? Она лучше всех разбирается в вопросе преодоления силовых полей? Ей доступны средства приема-передачи чертежей, неизвестные остальным? Она незаменимый пилот икс-винга? Нет, нет и нет. Роль Леи в бою над Скарифом сугубо декоративная, ее «притянули за уши», чтобы показать в финальном кадре и пробросить мостик в «Новую надежду». Вот так очередная «заплата» оказалась еще более дыроватой, чем бывшая до этого прореха. Причем заплата эта была необязательной, но влекущей множество вопросов. Так же, как вопрос о том, откуда C3PO и R2 взялись на Тантиве IV с Леей, ведь Эдвардс явно показывает, что на Скариф их не взяли. Реверанс в сторону классики выполнил, но тут же попался на ее незнании. Вот на таких мелочах обычно ловят преступников – маленькая ложь порождает большую, и со временем все это просто вываливается наружу.
1. Дарт Вейдер
Однако самую большую волну вопросов и проблем вызвало наиболее ожидаемое фанатами появление Лорда Вейдера. Казалось бы, ничего особенно значимого Лорд ситхов в «Изгое» не делает, ну, за исключением энергичного «развешивания люлей» персоналу флагмана повстанцев в самом финале. Но даже несколько кадров с его участием оставляют столько вопросов, что впору задуматься, а стоило ли вообще его привлекать – он только всех запутал. Вернемся к финалу: Вейдер отлично видит, как перед самым его носом планы «Звезды Смерти» из рук в руки сначала уходят на флагманский корабль Альянса, затем оказываются у Леи и в итоге ускользают на Тантиве IV. А чем начинается «Новая надежда», помните? Захватом Тантива и милой беседой, из которой вовсе не очевидно, что ситх в курсе, что находится на корабле. Крайне неловкая стыковка «Изгоя-Один» и классической трилогии, очень плохая, корявая. Но заглянем чуть глубже, в середину нового фильма – там вопросов еще больше. Куда летит Кренник на встречу с Лордом Вейдером? На Мустафар, скромный планетоид, место смерти Энакина Скайуокера и появления Дарта Вейдера. Почему Темный Лорд предпочитает жить в том месте, где погибла часть его души, где он был оставлен умирать человеком, которого считал своим лучшим другом, где была задушена Падме? Что за странный выбор – жизнь на собственном кладбище? Впрочем, оставим эти вопросы на откуп желанию очернить и без того мрачного Вейдера, но зачем ситх принимает целебные ванны в бакта-камере? Он лечит свои ожоги, полученные в дуэли с Оби-Ваном? Но тогда почему мы никогда больше не видели и намеков на процедуры в 4-6-й частях саги? Или Вейдер приходит в себя после какой-то не показанной нам битвы, случившейся накануне визита Кренника? Но тогда что это была за схватка, с кем, кто мог нанести самому могущественному воину Галактики ранения? Снова вопросы, вопросы, вопросы… Причем необязательные, вытекающие только из невнимательности авторов, их желания потворствовать фанбазе, демонстрировать свое знание канонов, впрочем, весьма слабое, как мы видим.
«Изгой-Один», безусловно, важный кирпичик в строении саги. Он отличается от всего сделанного ранее, у него своя атмосфера и особое настроение, связанное с тем прежде всего, что его герои не выжили в решающей схватке. Но и закрывать глаза на море сюжетных дыр, неудачных обращений к канонам и легендам, нелепое использование известных ситуаций и персонажей нельзя. «Изгой» оставляет больше вопросов, чем было до него. Такими ли должны быть вспомогательные фильмы саги? Такими ли хотят их видеть зрители? Нет, но Сила, похоже, не на нашей стороне…