Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Против течения: Противостояние Капитана Америка и Железного человека

Новому фильму Marvel уже навесили самые яркие ярлыки, дескать, «Противостояние» – лучший фильм в данной кинематографической вселенной. Да что там – лучшая комикс-экранизация в истории!

Добавить в закладки
Против течения: Противостояние Капитана Америка и Железного человека

Осторожно, в тексте есть спойлеры!

5. «Противостояние» – самое режиссерски несовершенное произведение Marvel.

После выхода на экраны фильма «Первый мститель: Другая война» от братьев Руссо стоило ожидать столь же крепкой режиссуры, как в их первом фильме в семействе Marvel. Два года назад их работа была практически безупречна – залихватский детективный сюжет параноидального шпионского триллера, четко выстроенная трехактная арка повествования, филигранно разбросанные по хронометражу экшен-сцены не позволяли зрителю заскучать ни секунды экранного времени. Что же мы видим на этот раз? В «Противостоянии» порой создается впечатление, что некоторые сцены переставлены местами, что-то было вырезано из-за непомерно раздувшейся длительности, а что-то, наоборот, было вставлено для пущего драматизма. Взять хотя бы стартовую сцену битвы Мстителей с Кроссбоунсом и его командой. Склонен назвать этот почти 20-минутный эпизод едва ли не лучшей битвой среди тех, что Marvel демонстрировала в своих фильмах: предельный уровень жестокости, кровавый натурализм, сплоченная работа супергероев, драйвовый выплеск опасности на улицы города – действительно мощная работа, заслуживающая только похвалы. И все бы здорово, но почему эта сцена стоит первой в фильме? Это же нарушает все правила – битва супергероев в лейпцигском аэропорту до битвы с Кроссбоунсом не дотягивает хотя бы потому, что результаты ее легко предсказуемы, а в финале схватка Железного человека с Капитаном Америка и Зимним солдатом и вовсе выглядит куцым «сбокубантиком». И это тогда, когда зритель уже выдохся. В итоге и первая сцена к финалу картины подзабывается, и визуального катарсиса не происходит, фильм вместо восхождения на вершину стремительно катится в пропасть.

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Но эта путаница в экшене не так страшна, как полностью провальный второй акт, заставляющий зевать и мечтать о финальных титрах. Бодро стартовавшее «Противостояние» затем битый час водит зрителей по закоулкам административных зданий, скачет от персонажа к персонажу, заваливает юридическими терминами, превращая ожидаемый боевик в скучнейшую болтологию. В этом вязком тесте сложно включиться в то самое титульное противостояние – выбрать сторону не так просто, а с мотивацией выбора персонажей и вовсе все крайне скверно. Добавьте к этому сверхнасыщенный набор героев, далеко не каждый из которых успевает себя проявить, и в результате добрая половина картины превращается в занудную постную кашу с комками.

4. Мотивация известных супергероев не всегда внятна.

Но давайте посмотрим на то, что же движет героями, пристальнее. Тут для обсуждения раскрываются огромные просторы. Намеренно обойду мотивацию конфликта Тони Старка и Стива Роджерса, благо к этому конфликту все шло со времен первых «Мстителей», и когда-то эта гремучая смесь должна была рвануть. А вот как повели себя иные персонажи, посмотреть любопытно. Остановлюсь только на самых вопиющих нестыковках. Возьмем, скажем, Человека-муравья. Не очень понятно, для чего команде Капитана Америка понадобилось его похищать и увозить куда-то тайком. Невозможно было ему объяснить по-человечески позиции сторон? Нельзя было «по старой памяти» направить к Скотту Лэнгу Сокола с убедительными аргументами? Зачем сразу в фургон запихивать? А как объяснить согласие Лэнга выступить за команду Капитана Америка? Совсем недавно Скотт рыдал в камеру и клялся дочери, что цель его жизни – порвать с криминалом и встать на путь добра, а теперь он снова примыкает к банде, которая фактически находится вне закона, преследуема властями и частью Мстителей. И где же тут логика, Скотт?

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Если к логике Человека-муравья еще как-то можно взывать, то в поведении Наташи не просматривается вообще никакого смысла. Женщина, что с нее взять. Предположим, что Черная вдова с самого начала была на стороне Капитана Америка, но зачем тогда она участвовала в нешуточном, надо сказать, побоище в аэропорту? Почему не попробовала отказаться от битвы? Почему во время боя не перешла на сторону противников Старка? Ее полноценное участие в бою говорит только об одном: Наташа искренне поддерживает «регистрацию». Все остальные аргументы либо неубедительны, либо абсурдны. Она что, не знала, что Капитана Америка нельзя будет заставить действовать против его воли? Она серьезно полагала, что Роджерс сдастся? Зачем она присоединилась к противникам Капитана Америка, если с самого начала поддерживала его точку зрения? Объяснения нет, и плохо даже не это, а то, что подобный сюжетный провал компрометирует героиню Йоханссон в будущем. Кто поверит однажды уже предавшей?

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Еще более невнятно участие в «Противостоянии» Вижена. Герой Пола Беттани вообще выглядит инородным телом в фильме. Понятно, что облачением этого героя в человеческий костюм, больше подходящий какому-то мелкому банковскому клерку, авторы пытались Вижена «очеловечить». Получилось не слишком успешно, несмешно и непривлекательно. А взяв во внимание тот факт, что участие Вижена в схватке было каким-то куцым, можно прийти к незамысловатому выводу, что нужен этот герой в картине был лишь с одной целью – зритель не должен забыть о существовании одного из Камней бесконечности, установленного в лоб Вижена, перед тем как в «Войне бесконечности» им завладеет Танос. Соответственно и роль у Беттани такая – слоняйся в кадре без толку, вовремя прикинься ветошью и не отсвечивай, когда супергерои с гораздо меньшими возможностями борются между с собой.

3. Включение новых персонажей абсурдно.

Ну да оставим старые дрязги и посмотрим на то, как нам были преподаны два новых супергероя. Надо сказать, что сделано это было весьма неоднозначно. Обратимся сперва к Черной пантере. До выхода в прокат «Противостояния» многие обсуждали костюм этого супергероя, но оказалось, что «обмундирование» Т’Чаллы – это самое сильное место героя, все выглядит в высшей степени впечатляюще. А вот вне костюма персонаж Чедвика Боузмана вовсе не так крут, как хотелось бы. Месть за случайную смерть отца в результате террористического акта? Мягко говоря, не самый убедительный мотив, тем более что с таким багажом трудно рассчитывать на какое-то продолжение. Что будет делать Т’Чалла в сольном фильме? Мстить за кого-то еще? Кстати, обратите внимание, что вне своего костюма этот персонаж необыкновенно скучен – ни юмора, ни сарказма, ни фирменных фразочек. С таким арсеналом в «Мстителях» делать нечего. Ну а то, что соратником Тони Старка Черная пантера стал по ошибке, и вовсе делает из супергероя посмешище. Крайне неудачный дебют.

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Теперь давайте посмотрим на появление во франшизе нового Человека-паука. Оставим обсуждение худшей из черт его характера – безвкусной болтливости – до тех времен, когда у Паркера выйдет сольник. Не станем пока трогать и Морису Томей – по нескольким минутам сложно сделать выводы об уместности этой актрисы в истории Человека-паука. Предлагаю задуматься даже не о самом Паркере, а о том, каким образом Тони Старк привлек его на свою сторону. Вообще, нужен ли был Человек-паук команде Железного человека? Почти всемогущего Вижена было недостаточно? Нужен был непроверенный, совсем юный боец, всех возможностей которого никто не знает? В самый ответственный момент ввести в команду нового игрока – как-то это не слишком осмотрительно. Но главное противоречие в «призыве» Питера Паркера кроется в самих истоках «Гражданской войны». Все мысли о «регистрации супергероев» возникли после того, как Тони Старк почувствовал ответственность за гибель подростка, в которой его обвинила безутешная мать. Старк пересмотрел свои взгляды на подотчетность Мстителей, но тут же бросил в бескомпромиссный бой очередного сопляка – что-то тут не вяжется. Он как бы потом объяснял гибель Паркера его тетушке с ее финиками?

2. Со злодеями у Marvel снова беда.

Полагаю, что и без подробного разбора многим понятно, что с такими друзьями, как предательница Романофф, воришка Лэнг, беззаботный Старк и упертый Роджерс, и враги не нужны, но с врагами оно как-то поинтереснее. Но тут зрителей снова ждет разочарование – с по-настоящему внушительными злодеями в киновселенной Marvel прямо беда. Есть, конечно, Локи, но по каждому пустяку его не навызываешься. Был крайне перспективный Красный Череп, да вышел весь. Не осталось следов и от Темных эльфов. Вообще, с тем, как бессовестно Marvel разделывается со своими лучшими антигероями, надо что-то делать – они уже бестолково потеряли Альтрона, Штрукера и Мандарина. С кем потом бороться в будущем? Друг с другом опять? Ну да вернемся к «Противостоянию». Злодеев в этот раз заявлено два – Земо и Баки, – и оба с червоточиной.

Земо, откровенно говоря, получился скучным. Это не беда Даниэля Брюля, мы знаем хотя бы по «Гонке», что он умеет играть персонажей одержимых, может полностью растворяться с своем герое, ему удаются сильные личности. Но в «Противостоянии» его Земо – замкнутый «мститель Мстителям», без особых заслуг, без прошлого, без будущего и без настоящего, как оказывается. Явно не самый сильный соперник, хоть и без меры жестокий и достаточно изобретательный. Стоило ли «марать» имя одного из главных противников Капитана Америка таким банальным образом? Можно ли будет что-то изменить в случае побега Земо? Очень сомнительное решение авторов и очень обидный холостой выстрел, как актерский, так и сюжетный.

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Возвращению Баки на Темную сторону я, откровенно, был очень рад – это, пожалуй, наиболее интересный противник Мстителей в киновселенной Marvel. Я остался доволен и боевой сценой противостояния Баки и Капитана Америка полиции, мне по вкусу атмосфера секретной лаборатории с ее забавными кодовыми фразами. Но один факт сводит на нет все положительные впечатления от Зимнего солдата – к финалу «Противостояния» мы вернулись ровно к тому, с чего начинается «Другая война»: Баки вновь заморожен до лучших времен. Это становится скучно – Баки не убил Роджерса, не заменил исчезнувшего Капитана Америка, не прощен Мстителями и не включен в их команду – герой просто снова отправился в кладовку до лучших времен. Лучший, напоминаю, суперзлодей в киновселенной. Похоже, студия так и не решила, что делать с Зимним солдатом, но если в «Войне бесконечности» его снова разморозят и отправят ловить щит Капитана Америка, это будет уже даже не смешно.

1. У Marvel не хватило яиц убить не то что Капитана Америка, а даже Роуди.

Что играть в детский сад – скрывать итог бумажной «Гражданской войны» глупо. В финале марвеловского кроссовера Стив Роджерс, отказавшись драться с Железным человеком, сдается властям, а затем на выходе из суда его убивают (ну хорошо, не убивают, в комиксах вообще редко кого убивают окончательно и бесповоротно). Могла ли на это пойти студия? Могла, но не решилась, в отличие от всеми поносимых DC и WB, своего Супермена прикончивших и похоронивших без малейшего сожаления. Больше того, из недавних признаний сценаристов следует, что смерть Капитана не входила в планы «Противостояния», не стоит ее ждать и в «Войне бесконечности» – студия не готова хоронить главного патриота своей Вселенной. Увы, это лишило кино драматизма. Ну серьезно, невозможно переживать супергероическому кино, зная, что все доживут до титров. Существовала слабая надежда, подаренная трейлерами, что авторы убьют Роуди, но и она оказалась пшиком. А ведь Роуди был идеальным кандидатом на смерть: он узнаваем, он даже любим поклонниками Железного человека, а его гибель никак бы не изменила расклад сил в противостоянии расколотых Мстителей. Но нет. Жив, парализован, учится ходить, сыплет остротами. Дважды Marvel уже обманула зрителей подобным образом – фальшивой смертью Ника Фьюри и оживлением, правда телевизионным, Агента Колсона. После третьего раза веры авторам нет никакой. Смерть Роуди могла стать тем краеугольным камнем, который опускал бы супергероев на землю, делал бы их ближе к людям, цементировал бы смысл Гражданской войны. Но в итоге все остались при своем – никто не ощутил на себе полноценного ужаса столкновения сильнейших жителей Земли. И это в очередной раз добавляет брешь в стратегию Marvel – отказываясь сталкивать героев своих фильмов с подлинной смертью, с гибелью сподвижников главных героев, студия невольно уступает и уже упомянутой Warner Bros., и даже Fox, которая нет-нет да и замочит кого-нибудь из своих Людей Икс.

Кадр из фильма "Первый мститель: Противостояние"

Впрочем, даже после рассмотрения всех этих пунктов «Противостояние» остается одним из сильнейших фильмов киновселенной Marvel. Раскол Мстителей – отличная подложка для «Войны бесконечности», но и, скорее всего, вершина действующего набора героев. Куда студия намерена двигаться дальше, будет понятно в ближайшие год-два, и кто знает, лет через пять, возможно, мы будем пересматривать «Противостояние» с удовольствием и вспоминать о славных временах, когда Скотт Лэнг был большим, Вижен носил пуловер, а Баки еще реагировал на успокоительные кодовые слова.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?