Мало кто в Голливуде может «похвастать» столь же жестким критическим отношением к своему творчеству, какое долгие годы испытывает Майкл Бэй
5. «Трансформеры» - визуальное пиршество!
Не нужно думать, что если я в первом же пункте хожу «козырями», то спецэффекты – это все, что есть у франшизы в арсенале. Ничего подобного, просто визуальная составляющая «Трансформеров» – та визитная карточка, которая отличает серию от всего остального, что выходит в кинотеатрах. Даже по самому короткому отрывку вы всегда узнаете фильм Майкла Бэя, ведь этот постановщик установил свои жесткие правила, которым соответствует только он сам. «Трансформеры» – это действие, которое не останавливается ни на секунду. Даже когда вам кажется, что сюжет остановился, чтобы проартикулировать вводные, познакомить с героями или оценить обстановку, камера не прекращает движения. Оператор «облетает» персонажа, плавно двигается по улице или пролетает сквозь офисное здание, но ни на один кадр не останавливается. При этом углы обзора или точки зрения Бэй придумывает самые удивительные – зритель оказывается внутри самых невероятных механизмов, совершает немыслимые кульбиты вместе с роботами, погружается в глубины и летит с трансформерами в космос. Причем Майкл Бэй никогда не повторяется – его спецэффекты всегда исполнены на самом передовом оборудовании, отличаются оригинальностью и визуальной мощью. Да за одно то, что ключевые битвы «Трансформеров» происходят при свете дня, а этим на самом деле могут похвастать редкие картины, Бэя уже можно хвалить без устали – его фильмы можно смотреть в кинотеатре без опасения потерять остатки зрения, вглядываясь в еле различимые всполохи на темном фоне. И выполнены эти битвы на высочайшем уровне, в автоботов и десептиконов легко поверить, настолько идеально они выполнены и вписаны в кадр. Всем бы так уметь совмещать реальность и иллюзию.
4. «Трансформеры» звучат невероятно круто!
Обычно фразу «Это кино нужно обязательно смотреть на большом экране» мы употребляем в отношении грандиозных проектов с красочной глубокой картинкой и потрясающими воображение кадрами. «Трансформеры» стоит смотреть в качественном кинозале не только из-за того, что на большом экране роботы производят неизгладимое впечатление, франшиза Майкла Бэя – серия картин, которую отличает невероятная работа со звуком. В каждом фильме серии, в каждой экшен-сцене, в каждом значимом эпизоде зрителя окружает такой звуковой ряд, что погружение в мир автоботов и десептиконов превращается в полное удовольствий приключение. Вспомните, какой дрожью по всему телу откликаются механические лязг, треск и скрежет, звучащие в момент формирования логотипа фильма, – разве еще хоть один проект может похвастать тем, что у его названия есть узнаваемый звук? А вся какофония взрывов, а бесконечные выстрелы и грохот обрушивающихся зданий и строений, а визг покрышек, рев моторов и бряцанье металла в обшивке роботов – звуковая картина «Трансформеров» ничуть не менее впечатляющая, чем визуальная сторона, как минимум без нее картины утратили бы часть своей мощи. И это только звуковое сопровождение, а ведь есть еще и музыка. Стив Яблонски – композитор, чей авторитет в Голливуде ничуть не ниже, чем у Ханса Циммера или Дэнни Эльфмана, и вклад Яблонски в успех «Трансформеров» трудно переоценить – четыре фильма серии имеют как общие черты в музыкальном сопровождении, так и четко определенные индивидуальные нотки. Да, музыка из фильмов о роботах не обрела культовый статус, как Имперский марш из «Звездных войн», оригинальная тема из «Индианы Джонса» или знакомые всем с детства ноты, сопровождающие появление акулы в «Челюстях», но даже на этом фоне саундтрек «Трансформеров» звучит достойно и уверенно. Особенно в современном кинозале с хорошей акустикой.
3. «Трансформерам» всегда удается поднять настроение.
Не одну крупнобюджетную ленту с хорошим подбором актеров и лихо закрученным сюжетом сгубила чрезмерная серьезность – вспомните, WB пришлось отправлять на досъемки свой «Отряд самоубийц», потому что трейлер продемонстрировал желание зрителя видеть в кино юмор, а его в запасе у авторов не оказалось. У «Трансформеров» проблем со смехом и шутками не было никогда. Непросто сочетать в кадре юмор и разрушение мира, но Бэй с этим справлялся легко и непринужденно – первую картину вообще стоит отнести к комедийному жанру, в ней заключено столько поводов посмеяться или просто улыбнуться, что иной юмористический кинопроект вынужден будет развести руками, у них столько смеха в зрительском зале не раздается. Целый ряд актеров в фильме присутствует для того, чтобы разряжать напряжение: Джон Туртурро и Джон Малкович, Кевин Данн и Джули Уайт, Рейчел Тейлор и Берни Мак – Сэма Уитвики всю жизнь сопровождают персонажи, задающие легкомысленный или оптимистичный тон. Разумеется, я не стану оправдывать тот ужас, в который время от времени скатывалась франшиза, пытаясь понравиться зрителям с «ограниченными интеллектуальными способностями», – шутки про железные яйца и роботы-хипхопперы не выдерживают никакой критики, но ведь это далеко не все, что могут предложить фильмы. И снова хочется вспомнить о балансе, которого Майкл Бэй достигает в своих картинах безупречно – на каждую перестрелку приходится добрая порция приколов, каждую погоню сопровождают шутки, ну а заведомо скучные в контексте сражения роботов встречи Сэма с родителями и вовсе превращаются в праздник. Можете говорить что угодно, но в «Трансформерах» достаточно юмора, уместного и соответствующего моменту.
2. «Трансформерам» повезло с актерами.
В данном случае мне было бы достаточно просто перечислить имена актеров, которые приняли участие в экранизации, – трудно спорить с тем, что кастинг у «Трансформеров» весьма впечатляющ. Но давайте посмотрим на работу артистов несколько с другой стороны, ведь в этой франшизе не только люди украсили место, но и место сослужило актерам добрую службу. Узнали бы мы когда-нибудь о Меган Фокс, не сыграй она в «Трансформерах»? Возможно, она так и осталась бы на задворках большого Голливуда. Ее отсутствие, вероятно, не стало бы фатальной потерей для мирового киноискусства, но, согласитесь, лишний повод полюбоваться женской красотой не мешал еще никому. А Джош Дюамель? Следил бы кто-то за супругом певицы Ферджи, не будь он воякой-звездой из популярного фильма? Заметили, что за пределами вселенной «Трансформеров» Дюамель практически никак себя не проявил? Это ли не волшебство – в одной точке сошлись сюжет, режиссер и артист, и все получилось. Наконец, Шайя ЛаБаф. Этот актер явно не обделен талантом, но этому дару сопутствует целая вереница пороков, проблем и сложностей характера, не позволяющих ЛаБафу реализовать себя должным образом. После расставания с франшизой Шайя исполнил несколько вполне удачных ролей, проявил самобытность и смелость, отдавая себя независимым и экспериментальным проектам, но помнить и любить его еще долго будут за роль Сэма, подростка с кучей комплексов и недостатков, ставшего защитником человечества в неравной схватке с пришельцами из космоса. Не то чтобы это было величайшее достижение в жизни, к которому стоит стремиться студентам театральных вузов и актерских школ, но совершенно точно это светлый период жизни, теплый и украшенный популярностью. Сейчас ЛаБафа в фильмах сменил Марк Уолберг, и это картинам не слишком повредило, звезда боевиков добавил «Трансформерам» брутальности и харизмы, фильмы подросли и расширили аудиторию. Добавляют веса лентам и пополнившие каст в последние годы Стэнли Туччи с Энтони Хопкинсом – для картин, где основное внимание уделяется роботам и диноботам, состав в высшей степени впечатляющий.
1. Роботы в фильмах просто превосходны.
И все же главное в «Трансформерах» – это собственно автоботы, десептиконы и с недавних пор диноботы. Первый фильм Майкла Бэя был довольно рискованным предприятием, у Трансформеров по всему миру были миллионы поклонников, но мир космических роботов они знали исключительно по анимационным сериалам, комиксам и наборам игрушек. Стоило хоть как-то промахнуться с персонажами, где-то позволить себе слабину и отработать спустя рукава, и зрители отвернулись бы, а миллионы, затраченные на спецэффекты, сгинули бы в бездне провальных проектов. Но Бэй оказался на высоте, и достиг он ее благодаря четкому пониманию того, как должны выглядеть главные герои-трансформеры. Обратите внимание, его Оптимус Прайм – не только эффектный тягач с хромированными деталями, он тот харизматичный лидер, за которым готовы идти и роботы, и люди. Этот персонаж опытен и мудр, он справедлив и самоотвержен, как предводитель остатков своего народа он никогда не станет рисковать другими там, где не решился бы оказаться лично, – образцовый глава, которому хочется верить. Бамблби на фоне Оптимуса менее сдержан, более безрассуден и вспыльчив, но это только добавляет черно-желтому автоботу обаяния, он – этакий младший брат, который нуждается временами в поддержке. Эта пара узнаваема и любима миллионами зрителей по всему миру, армии их поклонников могут позавидовать многие, но и у десептиконов не все так плохо. При том что персонажи они отрицательные, Мегатрон, Старскрим, Боункрашер, Рэмпэйдж, Фоллен, Девастатор не лишены прелести, они воплощают в себе военную мощь, превращаясь обычно в танки, истребители, броневики и прочую боевую технику. Не верьте тем, кто говорит, что фильм с таким обилием спецэффектов, как в любой из серий «Трансформеров», не может быть хорошим. Все зависит от того, чего зритель ждет от картины. Майкл Бэй делает головокружительные развлекательные аттракционы, используя при этом отличных актеров, задействуя блестящего композитора, высокопрофессиональных операторов и художников, придавая сценариям легкость и эффектность. Кто скажет, что это плохо? Это здорово, и пятый фильм явно не будет финальным, как бы того ни хотелось недоброжелателям и язвительным критикам.