Старт проката новых «Трансформеров» получился неоднозначным – в Америке «Последний рыцарь» за первые пять дней собрал почти вдвое меньше «Эпохи истребления», критики наперебой упражняются в остроумии...
5. «Последний рыцарь» – лучший фильм после первого.
Начну с утверждения, которое многие посчитают спорным или даже в корне неверным: пятый фильм франшизы займет в линейке картин важнейшее место, «Последний рыцарь» имеет куда большее значение, чем «Месть падших» и «Эпоха истребления», а по накалу страстей может посоперничать и с «Темной стороной Луны». Разумеется, с оригинальными «Трансформерами» 2007 года конкурировать невозможно – первое появление на экране гигантских космических роботов было прекрасно чуть меньше, чем полностью, – а вот остальных новый фильм Майкла Бэя укладывает на лопатки. Почему? Да потому что в «Последнем рыцаре» сквозной сюжет наконец-то получает серьезный стимул для развития. Потому что земляне после долгого топтания на месте получили любопытные данные о том, какое место в галактической иерархии занимает Земля. Потому что экшен достиг такого уровня, что былые схватки на его фоне выглядят мелкими потасовками на заднем дворе начальной школы. В новой картине сценаристы сплели вместе столько событий из прошлого, настоящего и будущего, так туго заплели далекий космос и морские глубины, что из полученной почвы действительно можно будет произрастить тринадцать новых обещанных студией фильмов. Фактически мы присутствуем при мягком ребуте – «Последний рыцарь» стал настолько насыщенной конструкцией, что дальше можно только разбрасывать в разные стороны ветви спиноффов и приквелов, под тяжестью количества героев продолжение в том же духе может рухнуть под собственной тяжестью. Судите сами, к автоботам и десептиконам присоединились диноботы и рыцари Кибертрона, свою линию гнет Квинтесса, обнаружение Юникрона влечет множество новых героев – компания персонажей так разрослась, что «Стражам галактики», «Мстителям» и прочим «друзьям Оушена» остается только грустно курить в углу. Для зрителей это, конечно, полный восторг: летающие драконы и гигантские рыцари, падающая планета и взлетающий со дна океана звездолет. Что еще можно хотеть от летнего блокбастера? Ну не оскровского драматизма же?..
4. «Последний рыцарь» - эталонный кинематографический аттракцион.
Да, нет ничего постыдного в том, что «Последнего рыцаря» называют «жвачкой для мозга», «бестолковым блокбастером» или «фильмом, не требующим осмысления». Это же «Трансформеры», эй! Им и положено быть такими – побольше погонь, перестрелок и драк, поменьше размышлений, споров о смысле жизни и прочей болтологии. Новая картина соответствует данной формуле на все сто процентов, и в хорошем кинозале сложно оставаться равнодушным увиденному. Майкл Бэй, как и раньше, делает ставку на визуал и звук и снова задирает планку – сравниться с «Трансформерами» спецэффектами и звуковым сопровождением могут лишь отдельные ленты, пересчитать которые хватит пальцев одной руки. Какую сцену считать лучшей с точки зрения зрительного наслаждения? Стартовый эпизод с Англией короля Артура? Лондонские погони? Полет на Кибертрон? Финальную схватку Оптимуса и Бамблби? А звук… «Последний рыцарь» не устает удивлять саундом – от запретной зоны Чикаго до внутренностей субмарины, от инопланетного звездолета до вполне земного боевого вертолета, от звона мечей до визга автомобильных шин – каждый кадр фильма обладает настроением, глубиной, душой, если хотите. Конечно, подобного уровня мастерства достигли и другие мастера – по-своему примечательны «Форсаж» и «Мстители», «Пираты Карибского моря» и «Чудо-женщина», но только каждый из этих фильмов закреплен в некой нише, а «Трансформеры» не стесняются выходить за пределы привычного и даже разумного, но никогда при этом не теряют фирменного настроя поражать яркой картинкой и впечатляющим звуком. Проще говоря, «Последний рыцарь» демонстрирует даже больший арсенал специальных и звуковых эффектов, чем остальные блокбастеры 2017 года, вместе взятые. Это ли не повод увидеть «Трансформеров» в кино?
3. Разнообразие роботов не перестает удивлять.
Другое измерение, в котором «Последний рыцарь» обходит конкурентов, это разнообразие персонажей. И люди здесь стоят на втором месте, мы поговорим о них позже, новые «Трансформеры» впечатляют роботами, как ни банально это звучит на десятом году жизни франшизы. К определенному набору персонажей мы уже привыкли, хотя и здесь авторы не перестают удивлять – то Бамблби голос вернут, то «сведут с ума» Оптимуса, то поместят Мегатрона в другое тело, – но и новые гости с Кибертрона заставляют о себе говорить. Разве не любопытной получилась Квинтесса? С ней непременно будут связаны сюжеты в последующих картинах. Рыцари Кибертрона внушают тот трепет, которого в прошлом фильме своим появлением не смогли достичь даже диноботы Гримлока, – Дрэгонсторм заставляет содрогнуться и в восхищении открыть рот. И что говорить о Когмене, высокомерном и саркастичном слуге сэра Эдмунда Бертона, – «Трансформеры» получили собственного C-3PO, Альтрона и Терминатора одновременно. Когмен, пожалуй, одна из самых интересных находок нового фильма, его можно сравнить и с бэтменовским Альфредом, и с Джарвисом Тони Старка, и даже с Хэлом из «Космической одиссеи», разносторонне подготовленный трансформер может и от погони помочь скрыться, и исторический экскурс устроить, и званый ужин организовать, и отмутузить не в меру прытких рыбин. Готов сделать внушительную ставку на то, что в грядущих продолжениях этот герой будет играть роль не меньшую, чем Бамблби или Хаунд.
Кстати, о желтом Камаро. Известно, что в будущем году нас ждет сольная лента о Бамблби, и Майкл Бэй «Последним рыцарем» сделал все, чтобы в ожидании этого спин-оффа фанаты серии сгрызли ногти до самых локтей. Мы выяснили, что у Бамблби очень интересная история, он поучаствовал во Второй мировой войне на стороне союзников, его можно увидеть на фото даже еще более раннего периода – перед авторами и зрителями открываются бескрайние просторы для путешествия не только в космос, но и в глубь времен. Назад в будущее с роботами – ну разве не круто?
2. «Последний рыцарь» раскрыл бескрайние перспективы для сиквелов и ответвлений.
Впрочем, давайте о расширении вселенной поговорим отдельно. Новый фильм франшизы обогатил ее таким числом заряженных ружей, развешанных по стенам, что стрелять из них можно будет долго и в самых неожиданных направлениях. Путешествие в прошлое Бамблби – это только одно из направлений, а ведь рыцари Кибертрона пока нам показаны только в качестве защитников короля Артура, хотя понятно, что на Земле они появились гораздо раньше и сложа руки никогда не сидели. Далее – теперь нам известно, что на морском дне можно наткнуться на грандиозные постройки инопланетян. Единственным ли был тот корабль, что обнаружили Кейд и Вивиан? Голову на отсечение – нет! Только фантазия сценаристов может ограничить пределы развития этой линии сюжета. Но и это только несколько кустиков на фоне того леса, что влечет за собой главное открытие «Последнего рыцаря». Земля – это Юникрон, вечный противник Кибертрона, вселенское зло, неистощимый источник энергии, гигантский протрансформер, имеющий планы на всю вселенную. Это Танос, помноженный на Думсдэя вселенной трансформеров, абсолютный суперзлодей, на которого замыкаются многие сюжетные ходы анимационного сериала и комиксов об автоботах. То, что до Юникрона наконец-то дошли руки, не может не радовать – значит, ставки повышаются, напряжение растет, противостояние добра и зла накаляется. Встреча с Юникроном сулит такую битву, по сравнению с которой часовой экшен-финал «Темной стороны Луны» покажется крошечной заварушкой. Вот где весь мир пойдет войной на общего противника! В «Последнем рыцаре» Бэй все сделал как нельзя правильно – ловушки для зрителя расставлены, магнитные мины спрятаны, намеки на будущие схватки разбросаны по потайным углам. Как здесь не захотеть продолжения? Конечно, любой фанат в нетерпении увидеть новые приключения в прошлом, настоящем и будущем Земли-Юникрона.
1. Актеры «Последнего рыцаря» не уступают роботам.
Напоследок в этой песне «Слава роботам!» я оставил восхищение людьми. Да, «Последний рыцарь» – тот фильм франшизы, в котором актеры проявили себя более чем достойно. Связано это, очевидно, с участием в съемках сэра Энтони Хопкинса. Рядом с великим драматическим артистом с безупречной школой и колоссальным опытом никому не хочется выглядеть угрюмым бревном, а потому стараются в кадре все. Заметили, что в новых «Трансформерах» не осталось и намеков на пошлость и шутки ниже пояса? Это тоже заслуга актеров – с укоренением на ведущих ролях Марка Уолберга и появлением в кадре Лоры Хэддок франшиза «повзрослела» и остепенилась. Может быть, подростки от этого и не в восторге, но взрослая романтика и серьезные речи «Трансформерам» идут. Весьма элегантно расставлены в картине и характерные ударения – взбалмошная Изабелла в середине ленты отправлена в «чулан», откуда ее извлекли только под самый занавес, вычеркнут из числа актеров Тайриз Гибсон, его персонаж оказался просто не нужен в новой парадигме. Зато пригодилось умение Энтони Хопкинса в одиночку тянуть на себе фильмы и спектакли. Да, монологи Бертона часто изобилуют пафосом и излишней загадочностью, но, черт возьми, это же Хопкинс – даже если этот актер на фоне стройки будет читать список ингредиентов с пакета майонеза, это будет круто смотреться. Что же до Уолберга – будет жаль с ним расстаться, роль рыцаря, которому покорился Эскалибур, ему очень идет, замену принять будет не просто, но с потерей Шайи ЛаБафа мы как-то справились, и тут переживем. Переживем и будем надеяться, что хотя бы в небольших камео, но в новых фильмах появятся уже полюбившиеся актеры из предыдущих частей. В «Последнем рыцаре» нас порадовали своим присутствием Стэнли Туччи, которого в бороде Мерлина не узнать, и Джон Туртурро, который, кажется, просто круто отдохнул на Кубе, пока все работали на съемочной площадке. Даже небольшие их появления отчаянно радуют, все-таки человеческое нам не чуждо, среди роботов хорошо бы видеть и людей.
О продолжении франшизы уже объявлено, «Трансформерам 6» быть, и вряд ли в целом они станут какими-то другими – серия фильмов об автоботах останется головокружительным аттракционом с минимумом смысла, пышным пафосом и легким юмором. «Последний рыцарь» при всех критических замечаниях отвечает главному запросу – фильм дает зрителю то, что посетитель кинотеатра и ожидает: два часа бессовестного удовольствия от взрывов, грохота и искр. А если вы ждали другого, то, очевидно, вы ошиблись сеансом. Но это не проблема Майкла Бэя, правда?