Практически дуплетом выходящие в наш прокат два российских эксперимента в жанре хоррор заметно оживили редакцию Film.ru
5. Смелость должна возобладать над осторожностью.
Банальные, казалось бы, слова: режиссер должен быть голодным, а продюсер – смелым, но повторять их приходится снова и снова. Разумеется, никто не отменял кризис, и финансовые проблемы государства и общества в целом не могут не отразиться на одной из самых требовательных к инвестициям отраслей, но всем давно и хорошо известно, что именно трудности закаляют волю и характер. Стрессовое состояние всегда порождало всплеск искусства – в истории кино, например, достаточно вспомнить Голливуд времен Великой депрессии и послевоенную Европу. Вот и сегодня перед отечественными мастерами камеры открываются двери, в которые можно только вскочить очертя голову, но не войти вальяжным пресыщенным шагом. Кино любит дерзких, а хорроры – особенно. Впрочем, в этом компоненте у нас все в той или иной мере достойно – постоянно находятся энергичные авторы, бросающие вызов обывательской скуке. Уже упомянутый Бекмамбетов умудрился сделать хит из городского фэнтези, Павел Руминов своими «Мертвыми дочерями» привнес в чисто российскую жизнь японского холодка, мастер комедии Александр Стриженов заставил усомниться зрителя в чистоте и невинности детей – чем не примеры отчаянного мужества, неожиданного хода, на который покупается зритель? Сегодня кинобизнес стал куда более респектабельным и трезвомыслящим – ныне никто особо не торопится вкладывать «долгие деньги» в жанровое кино, на котором не сделаешь быстрых миллионов, как на очередной комедии о конфликте парней и девчонок на пляже или в свадебной поездке. И тут хочется приободрить наших постановщиков и продюсеров. Вперед! Пора оставить за спиной вечную страсть к наживе и желание понравиться всем сразу. Бейте в незащищенные места, удивляйте неожиданными кастинговыми и жанровыми решениями, ищите сценарии, они есть, и есть талантливые авторы, готовые генерировать уникальные идеи для скриптов. Фортуна любит рисковых, и даже если вы не заработаете на своем фильме ужасов столько же, сколько собрала «Ведьма из Блэр» или «Паранормальное явление», то точно гарантируете место в очередном нашем топе. Мы про вас наверняка не забудем.
4. Желающих увидеть хороший отечественный хоррор больше, чем вы думаете.
Ошибка полагать, что у жанрового кино в России нет зрителя. За последние годы накопилось немало примеров того, как голливудские хорроры собирали неплохие деньги в российском прокате: уже упомянутое «Паранормальное явление», «Астрал», «Знамение» – разве не хочется нашим продюсерам и режиссерам встать со своими картинами в этот ряд? И для этого вовсе не нужны семизначные рекламные бюджеты (хотя и это было бы неплохо иметь), нужно всего лишь научиться работать с аудиторией. Это сложно, не стану спорить. Это кропотливый труд, отдача от которого, как и от любых рекламных потуг, заметна не сразу. Но это непаханое поле, которое своими всходами может отблагодарить за трудолюбие. И речь не только и не столько о прямой топорной рекламе – плакатах на столбах и роликах в телеке, – работать с аудиторией сегодня нужно прежде всего в соцсетях. «ВКонтакте» переполнен сообществами любителей фильмов ужасов, любой, даже самый проходной проект еще на этапе анонса получает прописку в недрах крупнейшей российской интернет-площадки. Думаете, этих людей невозможно заставить пойти в кинотеатр или отдать деньги за онлайн-просмотр? Ошибаетесь, их просто нужно увлечь и замотивировать. Увы, многие наши пиар-службы прокатчиков относятся к подобной раскрутке спустя рукава, но есть и положительные примеры – «Пиковая дама», например, заставила побурлить Интернет и тем самым добавила к своей кассе значительный процент, внесенный теми, кто сроду не пошел бы в кино, не раззадорь его интерес умелый маркетинг. И возможностей здесь сегодня хоть отбавляй, тем более что почти все современные фильмы ужасов так или иначе используют в сюжете компьютеры. Так стремитесь же удивить, не стесняйтесь пугать, заставляйте говорить о себе не после, а до релиза. Зритель будет в очередь у касс стоять с утра четверга!
3. Даже самому непритязательному хоррору нужны хорошие актеры.
Ну да что это я все ругаю и подсказываю, пора и похвалить. Тем более что есть за что. Так уж сложилось, и это не вина «ужастиков», что зритель в России ходит в кино на конкретные имена. Без звезд не покатит ни один проект, в небольшой роли, в малюсеньком камео, но в фильме должен быть узнаваемый, популярный актер. Благо, с этой задачей наши хорроры справляются: большие яркие актерские ансамбли были собраны в «Дозорах» и «Юленьке», громкие имена отмечены на постерах «Фобоса» и «ССД», даже скромные на первый взгляд «Мертвые дочери» и «Пиковая дама» заняли в ведущих ролях отнюдь не новичков, а вполне состоявшихся, пусть часто и на ТВ, актеров. Вот и в «Диггерах» засветилась Валерия Шкирандо, а в «Ночных стражах» – Леонид Ярмольник. Пусть не всегда звездные актеры играют главные роли, но их помощь неоспорима в подготовке трейлеров, в рекламной кампании, в привлечении внимания к проектам. Плюс не стоит забывать и о том, что к мэтрам неизменно тянутся недавние дебютанты. Работа вместе с опытными артистами для новичков лучше любой теории, лучше занятий в студенческом театре, лучше бесконечных проб, бывалые актеры научат раскрепоститься, жить в кадре, быть естественным перед камерой лучше многих преподавателей сценического мастерства. Да и режиссерам сочетание молодости и опыта идет на пользу – проще соблюдать баланс беспрекословного подчинения и чрезмерной живости со страстью к импровизации. В общем, в хоррор обязательно нужно звать актеров масштабных – они и зрителя привлекут, и на площадке не повредят, и веса проекту на столе у будущего дистрибьютора добавят. Кстати, и сами актеры любят откликаться на подобные предложения. Зовут только, жалуются, редко.
2. Россия – страна неограниченного разнообразия декораций.
В Голливуде сегодня хоррор считается жанром, не слишком требовательным к головокружительным бюджетам. Есть свои колоссы и здесь, конечно – Джеймс Ван, скажем, даже считается основателем жанра хоррор-блокбастера, – но в основном фильмы ужасов стоят не так уж и дорого, собственный проект может запустить даже какая-то небольшая компания единомышленников, которая сама же потом в этом фильме и снимется. Куда более требователен жанр к идее, хороший сюжет можно реализовать и в самых скромных условиях. Вспомните недавние зарубежные ужастики, отмеченные критиками и зрителями: «Батарейка» снята в чистом поле и паре домов, «Пещера» почти не выбирается на поверхность из пары гротов, «Убрать из друзей» вообще «живет» на экране монитора – все это примеры сдержанного кино, не требующего взрывов, компьютерных спецэффектов и работы каскадеров. Можно снимать такое в России? Можно и нужно! Тем более что пейзажи нашей страны сейчас к съемкам хорроров располагают как ни к чему иному. Возьмите любой спальный район Москвы ночью, отправьтесь в заброшенную деревню, коих полно в сотне километров от столицы, я уже не говорю про глушь Сибири, болота Карелии или степи Калмыкии – готовые депрессивные декорации, словно созданные для съемок фильмов ужасов. Американцы очень любят снимать фильмы о йети, гигантских медведях или нашествии инопланетян, которые сделаны по одному простому рецепту: несколько персонажей отправляются в глушь, ночью подвергаются атаке чего-то страшного (обычно прячась в палатке), а утром уносят ноги, теряя изначальную группу одного за другим. Почему таких фильмов нет у нас (да простят меня якутские кинематографисты, чьи фильмы взрывают локальный прокат, но не выбираются дальше Дальнего Востока и Сибири)? «Тайна перевала Дятлова» не в счет, это фильм не наш. Где фильмы про охотников на снежного человека? Где страх открытых пространств или, наоборот, давящих дворов-колодцев современных жилых комплексов? Даже если не сгущать краски и не говорить о том, что сама жизнь в России ужасна, природа и застройки в нашей стране дают бесконечный источник для размышлений и творчества. Пользуйтесь и радуйте зрителей!
1. Российская и советская мифология – бесценная кладезь сюжетов.
Но еще больше, чем жуткими декорациями, наша страна наполнена сюжетами для фильмов ужасов. Нет, я сейчас говорю даже не о сводках полиции, в которых каждый день сообщается такое, что поседеет даже лысый, у нас и без этого есть огромный простор для творчества. Хотите мифологических существ и сказочных чудищ? Поройтесь в легендах сотен народов, населяющих Россию, и у вас волосы зашевелятся от ужасов, которые таят мансийские, мордовские или чувашские сказания. Каких только монстров не встретишь, если хорошенько прошерстить кавказский или северный эпос. Куда там японским девочкам или древним сущностям, терроризирующим Нью-Йорк, – у нас есть более могущественные существа. А тайны царских и императорских дворцов, переполненных привидениями? При должном подходе зрителя легко можно заманить в кино на духов любой эпохи – от варягов Святополка до красноармейцев Буденного. «Мертвый снег» с белогвардейцами не хотите увидеть? Наконец, недавнее прошлое наше изобилует «героями» и «сюжетами». Есть (или, во всяком случае, были) в России и свои маньяки, и массовые казни, и собственные таинственные аномальные зоны, и свидетельства встреч с пришельцами. Пусть все это уже было использовано в других фильмах – не беда, хорошая идея и ловкий поворот могут оживить даже самый замшелый кусок общеизвестного сюжета. Пока в этом направлении российский хоррор движется крайне осторожно: «ССД» взял за основу «детские страшилки», «Пиковая дама» опиралась на известный «шуточный» обряд, «Диггеры» раскрутили городскую легенду о подземных ужасах. Но это лишь три деревца перед огромным темным лесом, в котором можно найти леденящие душу сюжеты. И нет никакой необходимости копировать чужое и заимствовать инородное – хоррор должен быть близок менталитету зрителя, иначе магия исчезает.
Конечно, все это всего лишь скромный взгляд со стороны. Это скорее «хотелка», чем определенный план действий. Но вызвано это желание разогнать маховик «хорроростроения» в России простой идеей: у нас умеют снимать жанровое кино, и остается лишь набивать руку, учиться на своем и чужом опыте, регулярно делать работу над ошибками – тогда зрители перестанут морщить носы от одного только упоминания жанра, а поднимут индустрию рублем. Не все же нам «Сталинградом» и «Экипажем» гордиться, список пора расширять.