
Шоу о гостинице для перевоспитания грешников, прошедшее путь от YouTube до студии A24.
В 2019 году на YouTube вышел пилот «Отеля “Хазбин”» — анимационного инди-проекта о рожденной в аду принцессе Чарли Морнингстар, мечтающей открыть гостиницу для перевоспитания грешников. Серия вышла на канале Vivziepop сальвадоро-американской художницы Вивьен Медрано, а через неделю она объявила о сборе средств для продолжения работы над проектом. Кто бы мог подумать, что к 2020 году выпуск наберет 73 миллиона просмотров (сейчас — 97 млн) и окажется под опекой А24: независимая студия заявила, что будет принимать участие в создании спин-оффов, и выкупила права на трансляцию по телевидению. И вот 19 января 2024 года состоялась премьера первого сезона на Prime.
Загробная жизнь уже давно является объектом иронии в поп-культуре, и «Отель “Хазбин”» идет по проторенной дорожке: в мрачно-комедийном сериале принцесса ада пытается справиться с перенаселением мира мертвых, где лишние головы истребляют. Чарли решается на ангельский шаг, а именно открыть гостиницу, в которой грешники смогут пройти курс перевоспитания и отправиться в рай, а не на плаху. Естественно, идею мало кто поддерживает, и откровенно над альтруизмом посмеиваются, но есть свет в конце тоннеля: Аластор по кличке Радио-демон ради собственного удовольствия помогает открыть гостиницу и исполняет адскую мечту Чарли.
Подача не изменилась с 2019 года: в «Отеле “Хазбин”» все еще очень кроваво, развратно и все матерятся через слово. В принципе, чего еще можно ждать от чистилища? Но с трудом можно представить, как такие герои собрались перевоспитывать грешников. Сериал в целом страдает от неровного повествования и темпа, часто воздействуя на зрителя шоком — постоянные стоны и убийства срабатывают как часы. Еще одним потрясением для фанатов стал музыкальный формат — как гласит трейлер, теперь в «Отеле “Хазбин”» поют самые демонические голоса Бродвея.
И все же сериал — пример выдающейся young-adult анимации с очень узнаваемым визуальным решением. Угловатые и детализированные герои плавно передвигаются по аду, который с каждой новой серией играет новыми красками. Во многом именно работа бродвейских певцов делает каждого персонажа уникальным — чего стоит «солнечная» принцесса Чарли, которую озвучивают и Джилл Харис, и Элси Лавок. «Отель “Хазбин”» работает на контрастах: по правую руку принцессы Морнингстар — ее верная опора и поддержка Вэгги Мот, по совместительству менеджер отеля, по левую — порноактер-грешник Энтони по кличке Ангельская пыль, от которого больше проблем, чем пользы, но он хотя бы пытается стать лучше.
Несмотря на детально прописанную биографию каждого героя (например, Вэгги точно очутилась в аду в 2014 году, а Энтони был выходцем из преступной семьи, руководящей мафиозными структурами США в 30-х годах), «Отель “Хазбин”» вечно куда-то спешит, словно у зрителя выезд из номера ровно в полдень. Некоторые серии пытаются вобрать в себя сразу весь потенциал, устроить шоковую терапию и раскрыть несколько важных сюжетных линий одновременно, а другие больше похожи на музыкальные филлерные эпизоды. У проекта и так нетривиальный зачин, развивать который можно и без сторонних динамик — в дополнительных перипетиях между героями черт ногу сломит. Возможно, такая непоследовательность объясняется режиссерской поспешностью. Медрано известна своей разносторонностью: в 2013 году она выпустила короткометражный анимационный фильм Son of 666, а годом позже отрисовала анимационный видеоклип на песню Kesha «Die Young». Исходя из названий проектов можно догадаться, что лейтмотив загробной жизни у Медрано был всегда.
Ускоренный темп повествования не мешает разглядеть дихотомию сериала: в «Хазбине» хоть все и адски грязно, но философски проникновенно. За матерными шутками скрывается рефлексия на тему искупления и самопознания, а в основе сюжета лежат библейские мотивы и экологическая повестка. «Отель “Хазбин”» встает в ряд психологической анимации для взрослых вроде «Харли Квинн» с инструкцией к здоровым отношениям и «Рику и Морти» с антипособием по выстраиванию семейной коммуникации. Проект Вивьен Медрано предлагает переосмыслить классические представления о загробном мире и сразу подумать, куда нам уготована дорога.