Достоверный и напряженный политический триллер и главный кандидат на «Оскар» от Аргентины.
В 1980-е годы в Аргентине разворачивается громкое судебное дело. На скамье подсудимых девять лидеров хунты, управлявшей страной последние семь лет. Их обвиняют в многочисленных военных преступлениях, политических репрессиях и коррупции. Чтобы добиться справедливости прокурор Хулио Страссера (Рикардо Дарин) собирает команду молодых юристов, готовых бросить вызов бывшим диктаторам. Но одолеть могущественных противников будет непросто: свидетели путаются в показаниях, чиновники берут взятки, а Страссере и его семье начинают поступать угрозы.
Сантьяго Митре вполне можно назвать главным современным режиссером Аргентины. Он исследует сложные политические и этические темы в своих работах, самая известная из которых — драма «Паулина», получившая несколько каннских призов в 2015 году. История разворачивалась вокруг учительницы, которая не стала подавать в суд на изнасиловавших ее учеников. Новая картина Митре «Аргентина, 1985» — тоже судебная драма, и тоже о травмах, на этот раз исторических. Фильм рассказывает о важнейшем событии для современной Аргентины — победе демократии над диктатурой. И, конечно, неслучайно, что аргентинцы выставили картину в качестве кандидата на «Оскар» от своей страны.
«Аргентина, 1985» подана в полудокументальной манере. Картинка имитирует съемку со старой видеокамеры: возникает характерная рябь, уличный свет расплывается под огнем неоновых вывесок. Часто Митре вставляет подлинные хроникальные кадры, которые почти неотличимы от самого фильма и вклеены очень органично. Все это создает стойкое ощущение правдивости происходящего — работа по реконструкции знаменитого суда проделана авторами «Аргентины, 1985» огромная. Самые пронзительные моменты — документально достоверные свидетельства жертв режима. Выступающие в суде свидетели рассказывают подлинные истории о похищении людей, заказных убийствах и прочих кошмарах тирании.
По стилю и жанру «Аргентина, 1985» — классическая судебная драма, заставляющая вспомнить американские фильмы 1970-х вроде «Вся президентская рать». У главных героев, талантливых юристов-идеалистов, кажется, нет ни малейшего шанса одолеть махину зла — влиятельную, хитроумную и вероломную. Однако, собирая по крупицам свидетельства, невзирая на угрозы и страх, Страссера и его команда таки пробивают стену и кардинально меняют свою страну. Впрочем, самое интересное происходит в «Аргентине, 1985» вне зала суда.
Режиссер Сантьяго Митре очень кропотливо восстанавливает картину общества, оказавшегося в моральном кризисе после войны и диктатуры. С глубокой иронией и эмпатией он показывает молодых людей, которые за время правления хунты были вне политики, считали, что выборы бесполезны. Дело Страссеры прежде всего меняет восприятие обществом своей власти и конституции. Если ты совершил преступления — ты за них ответишь. И львиная доля размышлений героев фильма, замечательно сыгранных аргентинцами Рикардо Дарином и Питером Ланзани, посвящена самой идее справедливости и личной вины в произошедшем. Прокурор Страссера тоже персонаж непростой, даже трагический. Он все прекрасно понимал про эту власть, и нередко ему приходилось совершать то, о чем он теперь жалеет. Пойдя же против бывшей хунты, он прежде всего ставит под удар свою семью, да и ему самому начинают чудиться заговоры за спиной. Уже немолодой Страссера будет биться до конца, чтобы постараться замолить собственные грехи перед людьми.
Даже понимая, в чью пользу окончится разбирательство, все равно ощущаешь волнение за юристов, все поставивших на карту. Сантьяго Митре сделал мастерскую судебную драму, где за специфическим и не слишком в России известным историческим событием скрывается вечная история о борьбе за справедливость, о преступлении и наказании. И «Аргентина, 1985» сегодня смотрится страшно актуально, но главное — вселяет надежду и оптимизм, что беззаконие не может длиться вечно. И найдутся люди, готовые пожертвовать всем, чтобы показать, в какой на самом деле правде сила.