Симпатичная подростковая драма с отличными актёрами и обязательным набором трудностей при прощании с детством.
1982 год, солнечный приморский городок. 15-летний Артём (Артём Фадеев) считает отца Михаила (Олег Ягодин) лучшим другом. Вместе папа и сын подпевают просочившейся в СССР пластинке AC/DC. Но гармония длится недолго: во время гастролей ансамбля народного танца в Лондоне отец сбегает от надзорных органов и остаётся за границей. Артём считает поступок взрослого, который стремится осуществить мечту и связать жизнь с роком, предательством. В школе подросток влюбляется в новенькую в классе (Алина Бабак): чтобы впечатлить девочку и обойти конкурента в лице «крутого парня» Гордея (Александр Бодров), Артём стремится победить в соревнованиях по роликовой доске (так в Советском Союзе называли скейтборд). Может быть, спорт поможет поскорее забыть о покинувшем семью отце и перейти на следующий жизненный этап.
Илья Хотиненко, сын Владимира Хотиненко, прославился в начале нулевых авторским фильмом «Одиссея 1989» с Петром Бусловым в главной роли, после чего почти 20 лет много снимал для телевидения. На счету режиссёра больше 40 проектов, но ни ярких, ни хоть сколько-нибудь запоминающихся среди них нет: «Асфальтовое солнце» в фильмографии стоит особняком.
Премьера подростковой драмы состоялась на прошлогоднем фестивале «Окно в Европу», где фильм завоевал приз зрительских симпатий. Картина у Хотиненко получилась действительно солнечной, тёплой и трогательной. Проще всего обозвать фильм российским аналогом «Середины 90-х» — ностальгическое кино в светлых тонах о подростках на скейтах.
По оптимистичному настрою и интересу к конфликтам в семье и в школе «Асфальтовое солнце» напоминает и «Хорошего мальчика» Оксаны Карас. Невозвращение отца на родину расстраивает не только сына, но и мать (прекрасная работа Полины Агуреевой). В противостоянии с Гордеем Артём не выглядит фаворитом — мальчику из подручных средств приходится конструировать скейтборд. Но все неприятности в фильме кажутся лишь временными трудностями, которые закаляют характер. Трудно представить, как в семейной ленте Хотиненко из-за неразделённой любви или расставания с близкими подростки решаются на отчаянные поступки.
В заточенности под хеппи-энд (какую бы форму он ни принял) кроется главный недостаток фильма. Раз мрачный финал невозможен, то можно расслабиться и без особенных переживаний наблюдать за злоключениями Артёма. Кроме того, как и в «Хорошем мальчике», не снимающий кепку главный герой ведет себя разумнее окружающих взрослых, а потому раннее расставание с детством подросток принимает стоически, как само собой разумеющееся явление. Первая любовь, соперничество, семейные неурядицы — давно знакомые сюжетные коллизии молодёжного кино.
Интереснее всего в «Асфальтовом солнце» наблюдать за приметами ушедшей эпохи. В начале 80-х в воздухе уже слабо ощущается грядущая перестройка и многочисленные послабления коммунистического режима. В страну за железным занавесом проникают джинсы, жвачки, пластинки из США и Великобритании, скейтборды и свежие выпуски иностранных журналов. К свободе тянутся и Артём, и его отец. К чувствам подростка режиссёр относится с пониманием и внимательно следит за каждым шагом главного героя (не зря зрители слышат закадровый голос мальчика), а покинувший Союз папа для Хотиненко не важен. Как сложилась судьба танцора в Лондоне, удалось ли реализовать мечту? Действие развивается в приморском городке, а события за его пределами являются лишь сценарной рамкой, необходимыми условиями развития сюжета. Полине Агуреевой чудом в нескольких сценах удаётся «оживить» маму, но о тревогах героини зрителям остаётся догадываться.
С женскими персонажами у Хотиненко и, что особенно удивительно, сценаристки Насти Кузнецовой (сериалы «Чики» и «Женщина в состоянии развода») отношения сложные. Есть мама Артёма, есть отличница-одноклассница, готовая ради друга на всё, но не вызывающая у мальчика никакого интереса, и новенькая, чьё внимание так желанно. Героини так и остаются функциями, чтобы сделать фон событий насыщеннее да добавить чувствам Артёма новых красок.
Сегодня российское кино всё больше вынуждено обращаться к ретро-темам. Поиски маньяка («Казнь»), расследование страшной трагедии при полном попустительстве властей («Нулевой пациент») и подростковая драма («Асфальтовое солнце») — сценаристам приходится уходить как минимум лет на 30 назад. Параллели с сегодняшним днём проступают в полуразмытых тонах. И если 80-е еще не успели вам надоесть, то картина Хотиненко достойна внимания. В кадре неизменно светит солнце, вся жизнь впереди, любые беды кажутся сиюминутными и преодолимыми. Ничего похожего больше не будет, вместе с летом закончится и безмятежное детство, но о взрослых поговорим как-нибудь в другой раз.