
Спин-офф «Шазама!» о мрачном антигерое из древнего мира, который не считается ни с моралью, ни с законами.
До того как отправиться в наше время, «Черный Адам» скороговоркой дает экспозицию: много лет назад, еще до Древнего Египта и даже до Месопотамии, существовало королевство Кандак. Правитель-тиран Ан-Кот (Марван Кензари) захотел создать корону Саббака — демонический артефакт, наделяющий владельца огромной силой. Чтобы это сделать, необходимо очень много редкого минерала эфириума — население Кандака отправилось рабами на каменоломни. Но один паренек поднял бунт. Ан-Кот захотел убить смутьяна, но тот получил силы волшебников земли, стал «чемпионом» богов и остановил тирана.
Спустя много лет, в XXI веке, Кандак опять в рабстве — в этот раз у международной компании наемников «Интергэнг». Они выкачивают из страны ресурсы и ищут корону Саббака. Вот только первой ее находит оппозиционерка и археологиня Адрианна (Сара Шахи). Она же, спасаясь от наемников, пробуждает Тет-Адама (Дуэйн Джонсон) — вроде бы того самого чемпиона, который 5000 лет пребывал во сне. Девушка и ее сын Амон (Бодхи Сабонгуй) надеются, что герой спасет Кандак. Но того освобождение угнетенных не сильно интересует. Да и, говорит исполин, никакой он не герой.
Если вам кажется, что этого как-то многовато для одной лишь завязки сюжета — подождите, все еще впереди. Очень быстро вслед за пробудившимся Адамом отправляется супергеройская команда «Общество справедливости» во главе со вспыльчивым Человеком-ястребом (Элдис Ходж) и волшебником Доктором Фейтом (Пирс Броснан) в качестве голоса разума. Там же есть парочка молодых героев, Циклон (Квинтесса Суинделл) и Крушитель Атомов (Ной Сентинео), они будут одновременно выступать комик-релифами и спонсировать главную романтическую интригу. На стороне условного зла есть еще Измаил (Марван Кензари), приятель Адрианны, который оказывается предателем и предводителем «Интергэнга». В общем, сюжетных линий здесь не на супергеройский ориджин, а как минимум на компактный мини-сериал.
При том что «Черный Адам» идет больше двух часов, фильм выглядит так, будто хронометраж сократили раза в два. И дело не только в подозрительной насыщенности второстепенными линиями, но и в простых монтажных неувязках. Периодически герои в экшен-сценах подозрительно телепортируются (причем те, у которых таких умений нет), а многие эпизоды заметно выбиваются из ритма — картина вечно куда-то спешит, спотыкается, не дает ни секунды передохнуть или хоть как-то отрефлексировать произошедшее. Дуэйн Джонсон заявлял, что фильм «изменит иерархию в DC», станет новым словом в жанре, исправит течение Гольфстрима и, скорее всего, закончит голод на всей земле. Вполне понятно, почему «Черный Адам» мучается под весом собственных амбиций.
Лента пытается собрать воедино давно развалившуюся киновселенную DC. Не столько сюжетно (в этом смысле знаменательно только камео после титров, которое наверняка посмотрит больше людей, чем сам фильм), сколько стилистически. DCEU в какой-то момент ощутимо разделилась на два очень разных по эстетике лагеря: в первом был Зак Снайдер и его монументальные, патетические блокбастеры-эпосы, во втором — ироничная постсупергероика «Шазам!» и Джеймс Ганн с его «Отрядом самоубийц» и «Миротворцем». «Черный Адам» же пытается быть и тем и другим одновременно. С одной стороны, фильм Жауме Кольет-Серра — мифологический пафосный боевик с переизбытком эстетичного слоу-мо и очень «снайдеровскими» цветами: здесь существует только желтый на фоне коричневого или синий на фоне темно-синего. С другой — сардоническая экшен-комедия о пришельце из другого мира, который не понимает современной морали и учится произносить коронную фразочку до, а не после того, как убьет очередного негодяя.
Второе у фильма выходит намного лучше: «Черный Адам» умеет неплохо шутить и порой умело эксплуатирует лихой цинизм — Скала Джонсон с ухмылкой рвет врагов на части и раздает ван-лайнеры как заправский герой боевиков. Попытки быть более «серьезным» блокбастером картине только мешают и выглядят неорганичными. Странно смотреть, как Тет-Адам в одном эпизоде изображает из себя неприступного трагика, а в следующем хохмит как самый обычный персонаж Джонсона из условного «Джуманджи». Нелепо воспринимаются и экзистенциальные искания героя — человека, который никогда и не хотел обретать сверхсилы, — на фоне избыточного сюжета, где на драму совершенно нет времени.
«Черный Адам» выглядит как сборник полумер. Дуэйн Джонсон явно планирует сделать героя одним из главных лиц киновселенной — при этом в его собственном сольнике кто угодно интереснее Тет-Адама. Режиссеру Жауме Кольет-Серра хватает мастерства, чтобы сделать компетентный экшен, но не хватает, чтобы хоть одну сцену можно было вспомнить спустя день после просмотра. Фильм касается действительно любопытной темы западоцентричности супергероев: несмотря на наличие в мире Супермена, жителям оккупированного Кандака никто не спешит помогать, пока там не появляется Тет-Адам. Но, как и на все другое, у картины нет времени развивать мысль. Попытка вывести некое общее уравнение из разрозненного стиля DC — идея, может, и любопытная. Вот только сложно собрать пазл, когда детали у тебя из совершенно разных наборов.