Живой классик китайского и мирового кино Чжан Имоу снимает свою версию «Достать ножи».
Китай, 1146 год. Впрочем, Китая как такового ещё нет, есть разрозненные государства, лидеры которых очень друг друга недолюбливают. В этой картине действие разворачивается вокруг потерянного письма от императора Цзинь к одному из министров Сун. Правители должны были провести переговоры, но во дворце Сун неизвестные убивают посла Цзинь, а письмо с посланием пропадает. Взбешенный владелец дворца (Лэй Цзяинь) приказывает капралу Жанг Да (Шэнь Тэн) и командующему гарнизоном Сун Чжуну (Джексон И) во что бы то ни стало найти письмо, но так, чтобы не только о его содержании, но и о самом его существовании никто не узнал.
«Полноводная красная река» – 26-й полнометражный фильм Чжана Имоу. Вопреки названию, никаких рек в картине не показывают, более того, вода и красный цвет там тоже в минимальных количествах. Большая часть хронометража отдана дворцу Сун, а точнее, перемещениям разной степени интенсивности по его полупустым помещениям. Камерность и даже аскетичность декораций – первый сюрприз «Реки», ведь мировое имя Имоу себе сделал именно на размашистых боях в антураже исторических китайских красот, здесь же сплошные стены и ничего больше.
Второй сюрприз – очень смешливая интонация, впрочем, так и не разворачивающаяся в полноценную комедию. Недаром фильм окрестили китайским вариантом «Достать ножи». Такого за Имоу раньше тоже не водилось – были психологические драмы («Жить», «Подними свой красный фонарь»), были боевики («Дом летающих кинжалов», «Цветы войны»), были откровенно пропагандистские ленты («Над обрывом», «Снайперы»), но, за вычетом пары экспериментов («Простая история лапши», «Счастье на час»), комедиографом его назвать никак не получалось. Третий это эксперимент или новый этап творчества, покажет время.
Самое приятное открытие – «Полноводная красная река» не пропитана прогосударственным нарративом от и до, разве что только в концовке, в остальном же это чистое развлечение. После «Над обрывом» и «Снайперов» казалось, что китайская компартия проглотила живого классика и дальше будут картины только о доблестных защитниках родины. Но гений тем и отличается от прочих, что может переизобрести себя в любой ситуации и в любом возрасте. Даже если ради этого закончить всё придётся стихотворением о «недопустимости потери территорий», «национальном стыде» и «полноводных красных реках крови» – пока подобные фрагменты остаются средством, а не целью, всё вроде как и не так страшно.
Что же касается предшествующих стихотворению двух с половиной часов, то это захватывающий комедийный детектив. Несмотря на солидную продолжительность и определённые сложности восприятия чужеродной культуры, динамика происходящего на экране такая, что глаз не оторвать. Сводные братья Жанг Да и Сун Чжун кувыркаются в ловушке братской любви и классовой ненависти по отношению друг к другу, попутно расследуя пропажу злосчастного письма. Постепенно в поиски вовлекается все больше второстепенных персонажей, каждый из них норовит перевернуть дело с ног на голову. От допроса к допросу, перебегая между импровизированными кабинетами, Чжун и Да всё глубже увязают в заговоре власть предержащих и всё отчётливее понимают, что сразу после выполнения задачи дни, а скорее всего, даже и часы их жизней будут сочтены.
Отдельная коллизия заключается в том, что о содержании письма не должен знать никто, кроме адресата, министра. За соблюдение этого требования многие поплатятся жизнью, но выход будет найден, долг выполнен, а родина спасена, несмотря на все противоречия. Больше всего это напоминает даже не шахматную партию, как отмечали многие критики, а сложную карточную игру, где об игроках известно всё, а вот об их истинных целях и средствах – ничего.
Невероятно, но при подобных вводных фильм захватывает настолько, что по окончании расстраиваешься из-за того, как всё так быстро разрешилось, но в том и режиссёрское мастерство. Чжан Имоу, пусть и с компромиссно-чужеродной концовкой, показал, что его рано хоронить и что по части не только мастерства, но и изобретательности, и свежести взгляда он ещё может дать фору многим и многим молодым авторам из гораздо более терпимых к экспериментам кинематографий.