Ночной сеанс на фестивале «Пример интонации» — французский «Дом удовольствий», мало чем удивляющие, но увлекательные приключения ищущей себя авторки.
Молодая писательница Эмма (
Эротическая драма основана на автобиографическом бестселлере француженки Эммы Беккер «Дом», опубликованном в 2019 году. Провокационная книга переведена на русский язык. Фильм точно следует за сюжетными поворотами романа и даже сохраняет имя главной героини. «Дом удовольствий» стал игровым дебютом документалистки Аниссы Боннфон.
Для начала Эмма берёт псевдоним. Коллеги по публичным домам знают писательницу как Жюстин. Жюстин попадает в дешёвый бордель, где клиенты часто грубят и заставляют употреблять кокаин. Писательница быстро понимает все опасности и находит работу в элитном месте под названием «Дом». В Берлине француженки пользуются хорошим спросом. Показав две точки карьерного пути главной героини, создатели фильма обозначают разницу в условиях труда секс-работниц. В первом месте Жюстин не могла бы долго и относительно спокойно работать. Зрители даже не успевают познакомиться с коллегами писательницы. Всё-таки «Дом удовольствий» — не шокирующая социальная драма на разрыв аорты, да и авторка рассчитывает закончить книгу.
На втором месте работы царит фактически дружеская атмосфера. Сидя на диванах в просторной гостиной, совмещённой с кухней, коллеги делятся своими в основном трагическими историями. Стареющая секс-работница Бригида (Росси де Пальма) вспоминает, как начинала карьеру и как в одиночку воспитывала детей. Доротея (Кэрол Уэйерс) была вынуждена пойти в публичный дом, чтобы содержать семью, в том числе зарабатывающего копейки мужа. Интересную стратегию выбрала Делайла (Ор Атика), которая не спит с клиентами, а выступает в роли доминатрикс — в ход идут плетки и каблуки. Одна Жюстин ничего не рассказывает о себе, а только ведёт дневник, подмечая реплики коллег, чем вызывает недоверие Доротеи. Пожалуй, в фильме наиболее интересны как раз трагикомичные монологи секс-работниц. Никаких открытий и экстрима в рассказах нет, но у картины появляется социальный подтекст, действие оживает, на экране не просто беспорядочный набор постельных экзерсисов.
Хотя эротические сцены, конечно, есть. Эпизоды близости напоминают клипы рэп-исполнителей и сняты без особой выдумки, но благодаря харизме Аны Жирардо и отдельным броским остроумным фразочкам сюжет не проседает. Писательница вечно вынуждена оправдываться перед сестрой и появившимся бойфрендом (Лукас Энгландер) и боится признаться, что получает удовольствие от общественно порицаемой работы. В метаниях Эммы и состоит довольно вторичная сюжетная канва. Некоторые сомнения писательницы зрителям остаётся додумывать. Авторка легко из наблюдательницы превратилась в активную участницу. Дело в специфике выбранной деятельности или в личности Эммы? Ответа нет.
Главная проблема «Дома удовольствий» — отсутствие какого-либо внятного посыла. Внутреннюю кухню борделя и причины, побудившие девушек пойти в секс-индустрию, можно легко представить без кино. Сценаристы не романтизируют публичный дом, но и не живописуют ужасы места. Работа как работа, есть свои плюсы и минусы. Будни в борделе сопровождаются внутренним монологом Эммы. И чем ближе финал, тем больше сомнений, что книга получится. Дальше трюизмов литераторка никуда не идёт.
«Дом удовольствий» благодаря актёрскому составу, и детально проработанной истории много интереснее польских «365 дней» или отечественной «Эскортницы». У Боннфон получился качественный европейский артмейнстрим, который способен порадовать соскучившуюся по умеренно острым ощущениям и пикантным моментам публику. Кажется, ни на что большее авторы и не рассчитывали.