Махершала Али в научно-фантастической драме в духе «Черного зеркала».
Кэмерон Тернер (Махершала Али) борется со смертельной болезнью. Его состояние стремительно ухудшается, и он, беспокоясь о своей жене, решает держать все в секрете. Вместо того, чтобы поделиться с близкими, Кэмерон связывается с доктором (Гленн Клоуз), которая возглавляет лабораторию экспериментального лечения. В удаленном от города месте сотрудники клонируют своих клиентов и переносят все их воспоминания в сознание здорового «дубликата». Революционный метод может избавить родных от горя, а клон, полностью идентичный человеку, не будет ни о чем подозревать.
Кинематограф нередко размышляет о ближайшем будущем, где чаще всего иллюстрируется не угроза исходящая от потенциальных роботов, а возможность новых технологий заполнить пустоту в жизни человека. Такими были картины «Она» Спайка Джонза и совсем недавняя немецкая лента «Я создан для тебя» Марии Шрадер. В обоих рассматривались попытки преодолеть тоску и избавить человека от одиночества с помощью искусственного интеллекта. Но, если ранее героями двигали скорее эгоцентричные мотивы, то работа ирландского режиссера Бенджамина Клири развивается в сугубо альтруистическом ключе. Персонаж Махершала Али готов остаться один на один с собственной болью (физической и эмоциональной), чтобы освободить семью от мучительных страданий из-за утраты. Камера заставляет зрителя буквально оказаться на месте Кэмерона: через видео слежение в линзах клона он наблюдает за тем, как жизнь близких продолжается без него. Подобная сопричастность усиливает эффект от болезненных вопросов: «Пошли бы мы на жертвы, чтобы помочь родным избежать душевной боли?» или «Можем ли мы распоряжаться чужой жизнью, вводя в заблуждение, ради их собственного блага?»
Действие картины происходит в недалеком будущем, но мир вокруг выстроен таким образом, чтобы не отвлекать от сюжетной линии. Футуристические мотивы органично переплетаются с тоном истории, нисколько не подавляя драму, а, напротив, помогая ей раскрываться с большей силой. Минималистические интерьеры и умные дома, где все лаконично и чисто, противопоставляются внутреннему беспорядку главного героя, которой оказался перед сложнейшей дилеммой.
Обычно такого рода проекты затрагивают глубоко этические конфликты. Мы наблюдаем, как человек взаимодействует с роботом или другим видом искусственного интеллекта и проникаемся сочувствием ко вторым, подчиненным власти людей. Но Клири выходит за рамки этих вопросов. Его «Лебединая песня» не столько о том, поступают ли герои согласно нравственному этикету и идут ли против самой природы, а о человеческой идентичности и конечности. Могут ли люди продолжить жить «вне тела»? Этот мотив пронизывает всю материю картины: от переноса сознания от одного к другому до рисунков, где человек парит в воздухе. Телесность пропадает, а вместе с ней и боль: остается только память и любовь, которая никуда не уходит.