Старомодная экранизация эпического бестселлера Иды Йессен о большой мечте во времена дикого социального неравенства.
1755 год, Дания. Людвиг Кален (Мадс Миккельсен) за 25 лет в армии смог дослужиться до звания капитана. Теперь отставной военный планирует засеять бесплодные земли на полуострове Ютландия. Датский король давно хочет, чтобы на северные территории пришла цивилизация. Министры посмеиваются над чудаком Людвигом, который на собственную скромную пенсию готов возделывать почву. В Германии и Франции фермеры давно сажают картошку, Кален уверен, что сельскохозяйственная культура приживётся на северных почвах. В помощь Кален нанимает кухарку Энн Барбару (Аманда Коллин) и рабочего Йоханнеса (Мортен Хи Андерсен). Против инициативы капитана выступает местный деспотичный феодал де Шинкель (Симон Беннебьёрг), считающий, что чужак трудится на его земле. Начинается жестокая вражда между дворянином и бывшим солдатом.
Николай Арсель больше известен как сценарист. Автор трудился над детективной франшизой «Мистериум», сериалом по Стигу Ларссону «Миллениум», а также над фильмами «Рыцари справедливости» и «Девушка с татуировкой дракона». Как режиссёру Арселю принёс славу «Королевский роман» — экранизация книги Бодиль Стенсен-Лет «Принцесса по крови». Картина получила два «Серебряных медведя» на Берлинале и была номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Голливудская адаптация «Тёмной башни» Стивена Кинга едва ли как-либо помогла карьере Арселя. На шесть лет постановщик пропал из виду. Новая картина — возвращение к проверенному рецепту успеха.
«Меч короля» — экранизация опубликованного в 2020 году бестселлера Иды Йессен «Капитан и Энн Барбара». Снова Арсель обращается к историческому жанру, зовёт на главную мужскую роль Мадса Миккельсена и дарит симпатичному центральному персонажу любовную линию. Премьера «Меча короля» прошла в основном конкурсе прошлогоднего Венецианского фестиваля. Однако историческая драма осталась без значимых наград. Картина была выдвинута Данией на «Оскар» и попала в шорт-лист из 15 фильмов, но не оказалась в финальной пятёрке номинантов.
События «Меча короля» развиваются во времена страшного социального неравенства. Людвиг родился в результате романа служанки и хозяина дома. Дворянин так и не признал мальчика как собственного сына. С ранних лет Кален понимал, что никаких подачек со стороны не будет, всего придётся добиваться самому. По окончании впечатляющей армейской карьеры Людвиг задумал кажущийся безумным фермерский проект. Феодал де Шинкель много раз предлагал Калену деньги, чтобы тот убрался куда подальше от Ютландии. Но почему-то Людвиг выбрал посев картошки на промерзающей земле делом всей жизни. Возможно, бывший военный считает, что так сможет обратить на себя внимание короля и заслужить важный титул.
«Меч короля» протекает по канонам классического вестерна, только в кадре нет ни Дикого Запада, ни коренных племен, зато с достатком хватает беззакония, жестокости и противостояния гордого добра с беспримесным злом. Прерии и кактусы сменяются пустошью и редкими кустарниками. Отношения выясняют в основном на ножах, изредка прибегая к мушкетам. Де Шинкель чувствует себя полноправным хозяином удалённого от Копенгагена клочка земли, а потому делает что заблагорассудится. Людвиг снова и снова повторяет, что действует с одобрения короля, но, естественно, никакие представители монарха ехать в Ютландию не собираются. Отставной капитан плачет, потеет и горбатится над грядками с картошкой, терпит унижения со стороны феодала и преодолевает жалкие козни.
Чтобы хоть как-то разбавить повторяющиеся сюжетные ходы, Арсель предлагает главному герою сразу две потенциальные романтические линии. В доме де Шинкеля живёт двоюродная сестра хозяина из Норвегии Эдель (Кристин Куят Торп). Брак с дамой из другого социального класса улучшил бы положение Калена. А скромное жилище с капитаном делит трудолюбивая и закалённая в различных передрягах служанка Энн Барбара. Название литературного первоисточника словно бы не оставляет интриги.
«Меч короля», хотя и смотрится не без интереса, в целом разочаровывает. Несколько кровавых эпизодов, стабильные словесные перебранки бывшего военного и дворянина, прекрасные северные пейзажи и волевое лицо Миккельсена — максимум, который получает аудитория. Фильм выглядит уж больно старомодно. Да, в пространство традиционно мужского жанра пробираются волевые женщины, но картина всё равно удивляет архаичностью. Персонажи чётко поделены на злодеев и настоящих героев, а потому картине не хватает воздуха. Арсель фактически не оставляет зрителям выбора, никаких серых полутонов, только чёрные и белые. Искренне хочется, чтобы Кален поскорее собрал большой урожай картошки и от капитана уже отвязался карикатурный де Шинкель. Редко в каком фильме над грядками проливают так много крови и слёз.
"Меч короля" как бы намекает на звон стали о сталь и "чпок" лезвия, вонзающегося в плоть.
А мы, обманутые зрители, которые вообще-то хотели всего лишь оттопыриться под средневековый махач, вынуждены смотреть это дитя унылой любви "поднятой целины" и некрасовских завываний о самодурстве помещиков.
Плохо, очень плохо, кошмарно