Беспросветная и шокирующая драма о череде трагедий в одной семье.
Девочка-подросток Аня (Софья Шидловская) перестала говорить после трагической смерти родителей. На воспитание племянницу берут тётя Соня (Анна Слю) и дядя Трофим (Максим Щёголев). Оба тренируют юных пловцов. Во время сборов тётя, дядя и племянница даже живут в одном номере. Аня показывает в бассейне достойные результаты, но из-за молчания сверстники издеваются над девочкой. Однажды Аня заступается за мальчика Диму (Влад Прохоров) и, кажется, находит первого настоящего друга. Но вскоре выясняется, что на ровесника трудно положиться. Параллельно Соня замечает, что Трофим с интересом поглядывает на юную племянницу.
Премьера нового фильма Ивана И. Твердовского состоялась на прошлогоднем российском фестивале авторского кино «Зимний». Анна Слю удостоилась приза за лучшую женскую роль. Для 34-летнего автора «Наводнение» пятый фильм. Твердовский снимает давно, но всё равно по праву считается молодым постановщиком. Всю карьеру режиссёра интересуют герои с физическими особенностями. В «Классе коррекции» в центре внимания была девочка-колясочница, которую буллили одноклассники. В «Зоологии» у сотрудницы зоопарка внезапно вырос хвост. Брошенный в младенчестве парень из «Подбросов» не чувствовал боли. Из ряда выбивается разве что «Конференция», в которой монахиня устраивает вечер памяти жертв теракта 17-летней давности и пытается справиться с личной болью.
Новая картина Твердовского, снятая по мотивам рассказов Евгения Замятина «Наводнение» и «Север», объединяет любимые темы автора. Аня пережила семейную трагедию и замкнулась. Девочке и без того несладко, так вдобавок издеваются одноклассники. Школьница собрала набор проблем, давно занимающих режиссёра. Но было бы неправильно говорить, что Аня — главная героиня фильма. Девочка так и остаётся загадкой, что может объясняться молчанием. Все проблемы с супругом угрюмая тётя сваливает на не вовремя появившуюся на горизонте племянницу. Подросток терпит психологические пытки дома и в бассейне, а неспособность говорить никак не защищает, лишь раззадоривает обидчиков. Гораздо больше интересует Твердовского Соня. В браке с Трофимом давно нет страсти, а появление в доме племянницы окончательно рушит семью. Слю прекрасна в образе женщины на грани нервного срыва, которая то прикладывается к бутылке, то срывается на подопечных, то танцует как в последний раз, то старается закрыть глаза на всё вокруг. Будущего нет, в настоящем одно разочарование. Это смелая роль, по характеру Соня напоминает преподавательницу Эрику из «Пианистки». Только вместо стен консерватории бассейн, и никого ничему научить несчастная женщина не в состоянии.
«Наводнение» Замятина экранизируют в третий раз. В 1992-м на экраны вышел фильм Витаутаса Жалакявичюса «Зверь, выходящий из моря», а годом позже было снято русско-французское «Наводнение» Игоря Минаева с Изабель Юппер и Борисом Невзоровым. Твердовский далеко уходит от первоисточника, перенося действие из начала XX века в современность и оставляя лишь фабулу с появлением девушки в доме пары на грани развода.
Отечественная драма снята по заветам холодных и беспросветных шедевров Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке. С первых минут в кадре царит безнадёга и не возникает никаких сомнений, что счастливого конца у истории быть не может. Твердовский помещает и без того забитую девочку в семью, где нет любви. А малейший проблеск надежды жестоко затемняется предательством друга.
Режиссёр не боится показывать эпизоды с психологическим и физическим насилием, сопровождая сцены скрипучими и вызывающими дискомфорт звуками. Возможности продохнуть и чуть расслабиться у зрителей нет. Автор избегает юмора и останавливается на жанре высокой трагедии. Пожалуй, в заточенности на беду главный недостаток картины. «Наводнение» — эстетически выверенное и здорово технически сделанное кино, которое бы не затерялось на европейских фестивалях при другой политической ситуации, но вторичное.
Несколько обидно видеть, как Твердовский по большому счёту топчется на месте и не развивается как кинематографист. В новой работе режиссер уверенно и успешно заставляет аудиторию чувствовать себя не в своей тарелке, но трудно понять мотивы автора — подобные фильмы в нашей стране появляются регулярно. Недоброжелатели назовут ленту «чернухой» — представителем почтенного жанра, в котором герои страдают в России для грустных. Время идёт, а язык кино меняется мало.