Звезда «Звёздного пути» и «Любой ценой» играет армейского героя, который выполняет контрактное задание для правительства — но в итоге сам становится мишенью.
Джеймса Рида (Крис Пайн) увольняют из армии США, не посмотрев ни на его боевые награды, ни на рукопожатие самого президента — всему виной медикаменты в его крови, которые он принимает от боли в травмированном колене. Оставшийся без средств к существованию с кредитом за спиной, он соглашается на предложение своего товарища (Бен Фостер) и устраиваться работать в подпольную структуру ЦРУ, целиком состоящую из таких же брошенных армией бедолаг. Вот только на первой же миссии всё идёт не так, и Джеймса почему-то пытаются устранить свои же люди. Все пути отрезаны, делать нечего — только сражаться за жизнь в надежде ещё раз увидеть семью.
На безрыбье, как известно, и рак — рыба. А в состоянии полного отсутствия каких-либо громких картин и посредственный (если не сказать большего) боевик с Крисом Пайном — вполне себе заметная премьера. Хотя в любом другом случае о «Наёмнике», кажется, не стоило бы и упоминать: не зря же этот фильм, который в РФ выходит даже раньше, чем у себя на родине, появился на экранах без какого-либо маркетинга. В нём играют не последние для Голливуда актёры (кроме Пайна есть тот же Бен Фостер, Кифер Сазерленд, Эдди Марсан и Гиллиан Джейкобс), да и имя режиссёра на первых порах интригует: Тарик Салех начал карьеру с необычной анимации «Метропия», потом снимал эпизоды «Мира Дикого запада» и «Рэя Донована». Но фильму это никак не помогает: он выходит без шума, в полном вакууме, и через неделю о его существовании, скорее всего, забудут почти все, кому (не) повезло его посмотреть.
Здесь, впрочем, не всё однозначно плохо. Первый акт фильма намекает на то, что дальше может получится весьма любопытное кино — тихая, почти немая драма о солдате, который погряз в сером быте и обсессиях: в свободное время он разбирает и собирает пистолет, лазит на крышу посреди ночи, чтобы что-то «починить» и с грустным видом удаляет голосовые сообщения от коллекторов. «Наёмник» поначалу движется куда-то в сторону «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу и, хотя не предлагает по теме посттравматического расстройства ничего нового, талантливо показывает мир глазами человека, который не может найти себе места среди уютных пригородных домиков. Особенно тут помогает неуютная режиссура Салеха — его камера снимает героев как будто излишне механическим, неживым глазом. Так, наверное, и правда воспринимает окружающую его реальность человек, существующий «на автомате».
Но затем всё ломается. Как только фильм превращается в адреналиновый триллер о преданном солдате, наружу вылезают все самые слабые стороны «Наёмника». Оказывается, что та самая «неуютная» режиссура — вовсе не намеренный артистический ход, а следствие банальной неопытности или даже неумения. В экшен-сценах герои телепортируются по пространству из кадра в кадр, уследить за их движениями почти невозможно из-за неуклюжего монтажа, да и придуманы банальные сцены очень скучно: люди либо возятся в закрытом узком пространстве, либо стоят на улице и просто друг в друга стреляют, в одной сцене Крис Пайн бегает на фоне бетонной стены, пока враги отчаянно не могут по нему попасть с нескольких метров. И даже в абсолютно спокойных сценах диалогов Салех зачем-то ломает правило операторской «восьмёрки» и постоянно путает зрителя тем, как относительно друг друга расположены герои. И это не выглядит, опять же, осознанным ходом, как в какой-нибудь «Кинопробе» Такаси Миике. Это выглядит как ошибка первокурсника ВГИКа.
Как только повышаются ставки, становится понятно, что и придуман фильм очень лениво. Героя Криса Пайна целиком определяют набившие оскомину daddy issues — он просто «не хочет быть таким, как отец», а все второстепенные персонажи выглядят скорее видеоигровыми NPC: появляются, чтобы дать протагонисту квест или выложить немного экспозиции, а потом точно так же внезапно исчезают. Приключения Джеймса Рида заключаются в том, что он косплеит Черепашек-ниндзя в берлинской канализации, а кульминацией всего действия становится минутная перестрелка, в конце которой герой просто заходит в дом и добивает и без того раненного «босса». Понятно, что любой фильм при желании можно описать вот такими обесценивающими предложениями и заставить его звучать проще, чем он есть на самом деле. Но в случае «Наёмника» искренне кажется, что он такими фразами и написан: быть солдатом — грустно, правительство лжёт, семья — это главное.