


Интимная и честная семейная трагедия о жертвах беспощадной революции.
В августе 1792 года король Франции Людовик XVI (Гийом Кане) вместе с женой Марией-Антуанеттой (Мелани Лоран), детьми и прислугой оказывается заточён в тюрьме Тампль. Сначала вся семья живёт в одной большой зале, где нет даже кроватей. Позже короля с близкими расселяют по отдельным комнатам, любые контакты между ними строго ограничиваются. С каждым днём условия содержания становятся всё суровее. Впереди у Людовика суд, на котором он намерен честно заявить, что всегда действовал в интересах народа. Но если сам король по-прежнему надеется на справедливость, то Мария-Антуанетта прекрасно понимает: её мужу осталось недолго, а судьба остальных членов семьи по-прежнему висит в воздухе.
Итальянский автор Джанлука Йодиче признаётся, что задумал снять фильм, когда прочитал книгу о суде над Людовиком XVI. До сегодняшнего дня о последних месяцах монарха перед казнью не было снято ни единой картины. Йодиче — далеко не самый известный современный итальянский режиссёр. «Падение короны» — третий полный метр автора, причём одна из работ постановщика — документальная картина о съёмках «Великой красоты» Паоло Соррентино. Два итальянца знакомы не первый день, так что неудивительно, что режиссёр «Руки бога» и «Партенопы» спродюсировал «Падение короны». Фильм открывал прошлогодний фестиваль в Локарно.
Из-за участия российских продюсеров в создании «Падения короны», как и ранее в «Жанне Дюбарри», две исторические драмы нередко пытаются сравнивать. Однако помимо Франции, королей и костюмов, между ними нет ничего общего. «Жанна Дюбарри» брала романтикой, пышными нарядами и задорным авантюризмом, тогда как «Падение короны» — это мрачная драма, в которой никому из участников трагедии не до веселья.
Фильм поделён на три главы: «Боги», «Люди» и «Мертвецы». Финал заранее известен. Людовик XVI и близкие постепенно прощаются с последними иллюзиями относительно будущего и с достоинством готовятся к смерти. Монарх переосмысляет правление и личную жизнь, Мария-Антуанетта в кои-то веки смотрит на мужа с уважением и даже забывает о любовнике. Королевская семья в условиях лишений и без привычного лоска мало чем отличается от обычных французов. С течением времени расстояние между монархом-небожителем и простым необразованным народом, который собирается решить судьбу правителя, стремительно сокращается. Все равны перед лицом смерти.
Йодиче не показывает зрителям предысторию заточения Людовика XVI, Марии-Антуанетты и детей в Тампле. Режиссёру не очень интересно рассуждать об ошибках монарха, причинах Великой французской революции и тогдашних событиях в Париже. Всё действие заключено в одной мрачной тюрьме и нескольких помещениях внутри. Король отстранён от власти, бурная борьба разворачивается за пределами экрана. И семья монарха, и зрители лишь отголосками слышат о переменах в столице. Йодиче вроде бы безоценочно смотрит на Людовика XVI и Марию-Антуанетту, но поскольку чету собираются казнить, король и королева автоматически превращаются в мучеников.
Можно провести параллели между французским монархом и Николаем II: оба правителя подвели страну и семью, но достойны ли правители смерти, нет ли более гуманного способа отстранить от власти? Революционные порядки не знают милосердия и прощения. Йодиче несколько раз показывает простых крестьян и солдат, которые теперь могут измываться над Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Французы-обыватели напоминают Швондера, который дождался момента триумфа пролетариата и возможности посмеяться над интеллигентным профессором Преображенским. Позиция Йодиче понятна, никакого пиетета перед революционным вихрем у автора нет, зато есть жалость к жертвам лихорадочных сил. Монарх жил в роскошном пузыре, проворонил приход нового времени и оказался не готов к сражению. Короля сметают как неугодного, монарх превращается в пешку в чужой игре. Заканчивается одна эпоха, на смену приходит другая, еще более кровавая, обратной дороги нет.
«Падение короны» снято в пастельных тонах, напоминающих то ли дурной сон, то ли смутное воспоминание. Тюрьма Тампль превращается для королевской семьи в чистилище — промежуточный пункт на пути в иной мир. Экшена и ярких эпизодов здесь немного: Йодиче делает ставку на пронзительные монологи о судьбе близких и родины в исполнении замечательных актёров. Эта историческая драма обращена к гуманизму и ясно показывает: со временем забываются обстоятельства, но не исчезают убийства. Казнь короля вошла в учебники, а семейная драма давно перестала волновать. Итальянский режиссёр возвращает этим событиям личный масштаб и заставляет по-настоящему сопереживать чужой трагедии.