Что посмотреть
Аутсорс
Реклама 18+
Закрыть
Реклама   18+
Все серии
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHxqXkDUB
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Падение короны» — драму о последних месяцах жизни короля Франции Людовика XVI

Интимная и честная семейная трагедия о жертвах беспощадной революции.

1 апреля Текст: Максим Ершов Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

В августе 1792 года король Франции Людовик XVI (Гийом Кане) вместе с женой Марией-Антуанеттой (Мелани Лоран), детьми и прислугой оказывается заточён в тюрьме Тампль. Сначала вся семья живёт в одной большой зале, где нет даже кроватей. Позже короля с близкими расселяют по отдельным комнатам, любые контакты между ними строго ограничиваются. С каждым днём условия содержания становятся всё суровее. Впереди у Людовика суд, на котором он намерен честно заявить, что всегда действовал в интересах народа. Но если сам король по-прежнему надеется на справедливость, то Мария-Антуанетта прекрасно понимает: её мужу осталось недолго, а судьба остальных членов семьи по-прежнему висит в воздухе.

Мелани Лоран в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Падение короны»

Мелани Лоран в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Падение короны»

Итальянский автор Джанлука Йодиче признаётся, что задумал снять фильм, когда прочитал книгу о суде над Людовиком XVI. До сегодняшнего дня о последних месяцах монарха перед казнью не было снято ни единой картины. Йодиче — далеко не самый известный современный итальянский режиссёр. «Падение короны» — третий полный метр автора, причём одна из работ постановщика — документальная картина о съёмках «Великой красоты» Паоло Соррентино. Два итальянца знакомы не первый день, так что неудивительно, что режиссёр «Руки бога» и «Партенопы» спродюсировал «Падение короны». Фильм открывал прошлогодний фестиваль в Локарно.

Из-за участия российских продюсеров в создании «Падения короны», как и ранее в «Жанне Дюбарри», две исторические драмы нередко пытаются сравнивать. Однако помимо Франции, королей и костюмов, между ними нет ничего общего. «Жанна Дюбарри» брала романтикой, пышными нарядами и задорным авантюризмом, тогда как «Падение короны» — это мрачная драма, в которой никому из участников трагедии не до веселья.

Роксана Дюран на кадре из фильма «Падение короны»

Роксана Дюран на кадре из фильма «Падение короны»

Фильм поделён на три главы: «Боги», «Люди» и «Мертвецы». Финал заранее известен. Людовик XVI и близкие постепенно прощаются с последними иллюзиями относительно будущего и с достоинством готовятся к смерти. Монарх переосмысляет правление и личную жизнь, Мария-Антуанетта в кои-то веки смотрит на мужа с уважением и даже забывает о любовнике. Королевская семья в условиях лишений и без привычного лоска мало чем отличается от обычных французов. С течением времени расстояние между монархом-небожителем и простым необразованным народом, который собирается решить судьбу правителя, стремительно сокращается. Все равны перед лицом смерти.

Йодиче не показывает зрителям предысторию заточения Людовика XVI, Марии-Антуанетты и детей в Тампле. Режиссёру не очень интересно рассуждать об ошибках монарха, причинах Великой французской революции и тогдашних событиях в Париже. Всё действие заключено в одной мрачной тюрьме и нескольких помещениях внутри. Король отстранён от власти, бурная борьба разворачивается за пределами экрана. И семья монарха, и зрители лишь отголосками слышат о переменах в столице. Йодиче вроде бы безоценочно смотрит на Людовика XVI и Марию-Антуанетту, но поскольку чету собираются казнить, король и королева автоматически превращаются в мучеников.

Мелани Лоран в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Падение короны»

Мелани Лоран в роли Марии-Антуанетты на кадре из фильма «Падение короны»

Можно провести параллели между французским монархом и Николаем II: оба правителя подвели страну и семью, но достойны ли правители смерти, нет ли более гуманного способа отстранить от власти? Революционные порядки не знают милосердия и прощения. Йодиче несколько раз показывает простых крестьян и солдат, которые теперь могут измываться над Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Французы-обыватели напоминают Швондера, который дождался момента триумфа пролетариата и возможности посмеяться над интеллигентным профессором Преображенским. Позиция Йодиче понятна, никакого пиетета перед революционным вихрем у автора нет, зато есть жалость к жертвам лихорадочных сил. Монарх жил в роскошном пузыре, проворонил приход нового времени и оказался не готов к сражению. Короля сметают как неугодного, монарх превращается в пешку в чужой игре. Заканчивается одна эпоха, на смену приходит другая, еще более кровавая, обратной дороги нет.

«Падение короны» снято в пастельных тонах, напоминающих то ли дурной сон, то ли смутное воспоминание. Тюрьма Тампль превращается для королевской семьи в чистилище — промежуточный пункт на пути в иной мир. Экшена и ярких эпизодов здесь немного: Йодиче делает ставку на пронзительные монологи о судьбе близких и родины в исполнении замечательных актёров. Эта историческая драма обращена к гуманизму и ясно показывает: со временем забываются обстоятельства, но не исчезают убийства. Казнь короля вошла в учебники, а семейная драма давно перестала волновать. Итальянский режиссёр возвращает этим событиям личный масштаб и заставляет по-настоящему сопереживать чужой трагедии.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?