Родители тщетно пытаются спасти смертельно больного ребенка.
Осиповы — простая и счастливая семья из Ульяновска. Муж (Сергей Уманов) работает плотником и своими руками отстроил просторный деревянный загородный дом. Супруга Маша (Анна Рыцарева) занимается хозяйством. Пара воспитывает сына-школьника, которого родители любя называют Зайцем (Виталий Олечкин). В доме Осиповых случается страшная беда: мальчик падает в саду, на спине вырастает подозрительная шишка. Родители боятся, что у сына рак, но в городской больнице диагноз не подтверждается. Тем не менее Зайцу становится хуже, поднимается температура. Супруги спешно везут сына в Москву. Если ребенку потребуется дорогое лечение, Осиповым придется продавать всё имущество.
«Плотник» — новая работа Авдотьи Смирновой, режиссёрки фильмов «2 дня», «Кококо», «История одного назначения» и сериала «Вертинский». Сценарий авторка написала вместе с писательницей Мариной Степновой («Сад» и «Женщины Лазаря»). За камеру встал Денис Клеблеев — режиссёр-документалист, который в последнее время всё чаще выступает оператором. Годом ранее Клеблеев работал над так пока и не вышедшей в российский прокат «Нуучей» Владимира Мункуева.
Профессия главы семейства Осиповых сразу же наталкивает на библейские мотивы фильма. С одной стороны, Иисус был плотником. С другой — судьба персонажа Сергея Уманова скорее напоминает историю Иова, которому Господь уготовил множество испытаний. Осиповы в начале картины веселы и беззаботны. Муж с женой играют с азартом в карты, Маша попивает белое вино, супруг — пиво. Дом, в котором можно встретить старость, построен, сын растёт, соседи и родственники приходят в гости. Нет никаких поводов не радоваться жизни. Сценаристкам картины удаётся несколькими штрихами показать прочную и благополучную семью. Супруги после десяти лет брака продолжают нежно обращаться друг к другу, стараются как можно больше времени проводить вместе, видят маленькие грешки вторых половинок (например, каждое утро Осипов втихаря выкуривает на крыльце сигарету), но закрывают на них глаза. Тем контрастнее выглядит семья из Ульяновска ближе к финалу. За одной бедой тянется вереница других. Подводят и близкие, и казавшиеся добрыми соседи. Привычный, годами выстраиваемый мир Осиповых разрушен до основания. Символом упадка и страданий становится дом, опора и крепость семьи, который приходится продать.
«Плотник» наполнен не только христианским символизмом. Мама Маши (Светлана Казарцева) многие годы работает в доме-музее Ленина. Девочка росла в культе личности Ильича и воспринимала его как дедушку. Когда заболевает сын, Маша не идет в церковь, а молится у огромного памятника вождю. В этот момент можно даже подумать, что из социальной драмы фильм вырулит в сторону религиозного хоррора вроде «Спасительницы» Роуз Гласс. На самом деле Степнова и Смирнова показывают идеологическую неразбериху в голове российского обывателя, в котором набожность легко может сочетаться с поклонением Ильичу. Когда случается несчастье, начнёшь верить в кого и что угодно, лишь бы всё наладилось.
Важная тема «Плотника» — одиночество человека в беде. Когда заболевает Заяц, помощи ждать неоткуда. Осиповы не рассчитывают на поддержку местных властей или общественных фондов, а сами пытаются решить проблему. Постепенно по классике жанра родители поочерёдно начинают винить в болезни сына себя. Быстро приходит понятный вопрос: чем я заслужил ужасное несчастье, что я сделал не так? Маша и её супруг проходят через отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Переживания Зайца остаются в стороне, камера фиксирует внимание на родителях и попытках взрослых не сойти с ума в критической ситуации.
«Плотник» разочаровывает сериальной картинкой. Авторки хотели показать жизнь среднестатистической семьи россиян, но довели отдельные сюжетные линии до абсурда. Мать Маши неистово верит в коммунизм и лично в Ильича, мать Осипова (Маргарита Бычкова) выступает квинтэссенцией тоски русского народа: она появляется на экране, чтобы вместе с сыном пить водку, есть картошку со сковородки и солёные огурцы из банки. Камера подолгу останавливается на «народных» эпизодах, превращая сцены в телевизионные штампы.
Картина Смирновой — кино незатейливое, понятное и сильное. Неудивительно, что лента удостоилась приза зрительских симпатий на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Линейное повествование и неумолимая логика сюжетостроения играют с картиной злую шутку — зритель ожидает и понимает, чем закончится фильм. В отсутствие интриги остается наблюдать за отличными актёрскими работами редко исполняющих главные роли Уманова и Рыцаревой и характерными деталями быта и привычек героев.