Душеспасительная драма о потерявшемся ребенке, основанная на реальных событиях.
«Мир не станет их жалеть, и я не должен», — сурово говорит отец большого семейства Дональд Фендлер (Пол Спаркс), надеясь воспитать в сыновьях стойкость. На дворе лето 1939 года. Тяжелое финансовое положение вынуждает Дональда то и дело покидать дом и уезжать на заработки. Жена Рут (Кейтлин Фицджералд) понимает, почему разлука необходима, но дети считают отца предателем, не способным выполнить обещание и поехать с ними на рыбалку. Однажды Дональд все же находит пару свободных дней и предлагает сыновьям краткосрочный поход на гору Катадин. Во время прогулки погода меняется, заставляя путников повернуть назад. Дон (Люк Дэвид Блюмм) и его брат Райан (Гриффин Уоллес Хенкель) решают проявить ту самую твердость, о которой все время говорит отец, и отказываются возвращаться. Вместе с проводником они отправляются дальше, к вершине, в то время как отец с младшим братом спускаются к дому. Спустя несколько часов Дон теряется в густом тумане.
«В плену стихии» снят по мотивам книги главного героя Дона Фендлера «Затерянный на горе в штате Мэн» — все немногочисленные детали девятидневного путешествия действительно произошли с Доном в детстве. Мальчик чудом выжил, пройдя по лесу больше 130 километров. Информация о его пропаже мгновенно разошлась по стране, были задействованы все поисковые группы штата. Фильм начинается с реальных кадров интервью Джуниора Йорка, реального члена спасательной операции, а чуть позже на экране появятся и другие свидетели истории. Вот только по ходу повествования режиссер Эндрю Кайтлингер так и не дает ответов на главный вопрос — когда и кем были записаны эти интервью. Качество пленки и возраст реальных участников событий подсказывают, что съемки проходили задолго до начала работы над фильмом.
Появление человека, принимавшего непосредственное участие в истории, которую нам предстоит услышать, вероятно, должно помочь добиться от зрителя большего отклика. Но прием реализуется не в полной мере — более того, когда «говорящие головы» начинают прерывать историю и сопровождать игровые сцены комментариями, просмотр и вовсе становится дискомфортным. Прерывистость снижает уровень и без того слабого напряжения, заставляя зрителя то и дело переключаться между регистрами игрового и документального. Возможно, если бы настоящие участники событий просто появились в финале, этого было бы достаточно.
Другая проблема «В плену стихии» в его настойчивой пресности — то ли дело в необходимом для семейного кино рейтинге, то ли в желании авторов создать доброе кино в духе недавней «Пенелопы», где школьница в одиночестве уходит жить в лес и преуспевает в своих начинаниях вопреки всем законам логики. Потерявшийся Дон проводит в окрестностях горы Катадин почти десять дней, но мы не видим, насколько на самом деле тяжелыми были одинокие ночные часы, насколько сильной была боль от полученных ранений, как Дон страдал от недостатка еды и воды, каким невыносимым было чувство одиночества и страха перед будущим. Вместо этого мы с изумлением смотрим на бодрого мальчика, который пьет росу, ест кору и не забывает петь во время путешествия. Дон руководствуется тремя главными правилами отца: «Не теряй голову, иди вдоль ручьев, а когда совсем тяжело, соберись и все равно иди дальше». Повторяя их как мантру, мальчик уверенно шагает по лесу. Потеря штанов и обуви во время сражения с природой поначалу выглядит критично, но только не для Дона — он перевязывает ступни небольшими лоскутами ткани и продолжает путь. По сырой земле, острым веткам и полусгнившим грибам и ягодам. Люк Дэвид Блюмм проделывает достойную работу, играя сильного юношу, который отказывается сдаваться, но ему тесновато в рамках этого сюжета.
Нет никакой нужды в демонстрации жутких подробностей пугающих ночей в лесу, но нехитрый прием с закадровой речью почти наверняка добавил бы картине жизни, а истории Дона — веса. Также фильму сыграло бы на руку большее количество деталей лесного быта. Одна из лучших сцен фильма — рыбалка без удочки. Оказавшись один на один с голодом, Дон отчаянно пытается поймать рыбу голыми руками, но терпит поражение. У него нет иного выбора, кроме как импровизировать — и мальчик находит выход. К сожалению, вместо того чтобы следовать за героем, Кайтлингер обращается к демонстрации поисков и быта родителей, которые проявляют на удивление мало эмоций, словно действительно свято верят в чудесное спасение.
«В плену стихии» — не столько напряженная история о жизни в дикой природе вроде «127 часов» или «Эвереста», сколько душеполезная драма, в которой все подчинено двум правилам: если верить в лучшее, то это лучшее обязательно настанет, а все плохое — опыт, помогающий увидеть верный путь. Только потеряв сына, Дональд наконец понимает ценность простых объятий. Быть мужчиной — не значит поражать всех своей суровостью. Если вы находитесь в поисках красивой эскапистской картины о чуде, которую можно безопасно посмотреть в кругу семьи, то «В плену стихии» — идеальный вариант. Любителям «Выжившего» стоит пройти мимо.