Блистательная Кейт Уинслет в блеклой драме о жизни легендарной женщины.
Мировая премьера «Великой» прошла еще 9 сентября 2023 года на кинофестивале в Торонто. Больше года спустя состоялся цифровой релиз, а уже в следующем месяце картину можно будет посмотреть в российских кинотеатрах. Кейт Уинслет в главной роли, на вторых планах — Энди Сэмберг, Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Андреа Райзборо, Джош О’Коннор, любимый академиками жанр биографической драмы, сеттинг Второй мировой войны — «Великая» словно бы заточена под «Оскар». У фильма действительно были все шансы произвести фурор: о Ли Миллер еще столько не сказано и столько можно сказать. Но даже актерской силы Кейт Уинслет недостаточно, чтобы оживить невыразительный сценарий и обеспечить картине толпу поклонников и уйму наград.
Действие «Великой» разворачивается в двух временных линиях. В 1977 году Ли (Кейт Уинслет) и журналист (Джош О’Коннор) беседуют в гостиной фотографки. Молодой человек рассматривает снимки, сделанные Миллер, а та погружается в воспоминания и делится подробностями жизни в период работы военной корреспонденткой. Сюжет переносится в 1938 год: Ли нежится на солнце во Франции в компании друзей. Здесь героиня знакомится с будущим мужем Роландом (Александр Скарсгард), с которым вскоре перебирается в Лондон. Жизнь пары и их близких стремительно меняется с началом войны.
Даже те, кто ничего не смыслит в искусстве фотографии, должно быть, слышали имя Ли Миллер. Вспомните, например, недавнюю картину Алекса Гарленда «Падение империи»: героиню Кирстен Данст зовут Ли — точно так же, как Миллер, о чем спешит напомнить начинающая корреспондентка в исполнении Кейли Спейни. Ли Миллер — модель с обложки Vogue, сюрреалистка, фотографка. Это женщина, которая снялась обнаженной в ванной квартиры Гитлера в день самоубийства фюрера: рядом стоят ее ботинки, испачканные землей концлагеря. Женщина, которая первая задокументировала освобождение Дахау. Женщина, которая фиксировала ужасающую реальность вокруг, потому что не могла иначе, потому что не знала, как возможно игнорировать происходящее.
Перечисленных фактов достаточно, чтобы передать масштаб фигуры Ли Миллер. От байопика корреспондентки ждешь если не монументальное, то хотя бы захватывающее творение, способное приковать зрителей к экрану. «Великую» сняла Эллен Кёрас, для которой драма стала полнометражным дебютом. Постановщица ранее занималась операторской работой и сотрудничала с такими режиссерами, как Мишель Гондри, Джим Джармуш, Спайк Ли. В отличие от своих коллег, Кёрас не удается впечатлить авторским и неординарным высказыванием: «Великая» — один из самых шаблонных байопиков за последние годы. Причиной провала может быть долгий процесс производства: проект был анонсирован еще в 2015 году, за это время сценарий успели переписать несколько раз. Или все дело в том, что Кёрас сосредоточилась на многочисленных фактах биографии Миллер, вместо того чтобы раскрыть ее как разностороннюю личность? К счастью для создателей фильма, главная роль досталась Кейт Уинслет: если фильму и суждено посоревноваться за «Оскар», то только в категории «лучшая женская роль».
«Великая» постепенно раскрывает главы из жизни Миллер: от романа с художником Роландом до работы в Vogue в качестве военной корреспондентки. Ли Миллер — исключительная персона, интерес к которой благодаря проекту, хочется верить, лишь возрастет. Да и работу Кёрас сложно ругать — перед нами стандартный байопик с впечатляющими актерскими перформансами (помимо Уинслет необходимо отметить Энди Сэмберга!). Но картина, в противовес личности фотографки, вышла на удивление пресной и блеклой. После просмотра возникает ощущение, что зритель скорее пробежался глазами по журнальной статье о Миллер, чем посмотрел цельный художественный фильм. Кажется, великая женщина заслуживает чего-то гораздо большего.