Будничные истории из жизни душных римлян с узнаваемыми пороками.
В январе в Риме стоит невыносимая жара. С каждым днём температура только растёт. Звезда порнофильмов Пупа (Валерия Голино) сохраняет известность в наши дни благодаря Интернету, но готовится к первому за долгое время появлению на публике. Бывшая подруга актрисы кино для взрослых Джанна (Валерия Бруни-Тедески) одержима Богом и желанием подгадить Пупе. К священнику Биллу (Дэнни Хьюстон), в прошлом наркоману, вместе с прахом матери из Америки приезжает сестра Фрэнсис (Грета Скакки). Борющаяся с алкоголизмом Катерина (Альба Рорвахер) хочет повидаться с сыном Максом, хотя отец Риккардо (Риккардо Скамарчо) против.
Премьера итальянской драмеди состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто. Один из продюсеров картины — Паоло Соррентино. А поставила фильм Джиневра Эльканн, это всего лишь второй режиссёрский проект авторки. Первым была драмеди «Если бы…». Прадедушка итальянки — Джованни Аньелли, соучредитель компании Fiat, так что Эльканн родом из состоятельной семьи, но в бизнес не пошла. Режиссёрка сначала трудилась помощницей Бернардо Бертолуччи на фильме «Осаждённые» и была ассистентом Энтони Мингеллы на съёмках «Талантливого мистера Рипли», а потом основала собственную продюсерскую компанию и выпустила «Хлорку» Ламберто Санфеличе, «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша и другие достойные европейские фильмы.
Как и в дебютном «Если бы…», Эльканн интересуется дисфункциональной семьёй в праздничное рождественское время, когда вроде бы положено собираться всем вместе и наслаждаться обществом друг друга. В «Я же говорила» несчастных родственников стало в разы больше, а драматургически картина напоминает «Магнолию» Пола Томаса Андерсона: несколько объединённых временем и местом историй с общими героями. Например, и Катерина, и Джанна приходят за советом к отцу Биллу. Правда, сравнение с «Магнолией» явно не в пользу итальянской постановщицы.
С каждой минутой экранного времени температура возрастает и в финале достигает 50 градусов по Цельсию. Параллельно город заливает оранжевое марево. В концовке герои и вовсе бродят по улицам словно бы превратившегося в пустыню города. Наполненный песчинками воздух и оранжевое изображение превращают Рим в аналог поверхности Марса. Можно подумать, что герои мучились, чтобы в итоге оказаться в чистилище, где приходится передвигаться, опираясь уже не на зрение и слух, а на другие чувства.
Беда картины Эльканн в будничности сюжетов и простоте характеров. Отличным итальянским и американским актёрам попросту нечего играть. Поскольку постановщица создаёт многофигурную фреску, а на первый план выходит город в критическом экологическом состоянии, все персонажи обрисованы общими мазками. И священник, и порнозвезда, и пьяница, и поклонница имеют изъяны и могут вызывать жалость или симпатию, но все мини-конфликты понятны с первых минут, а потому время с «Я же говорила» тянется мучительно долго.
Очевидно, что сюжет с невыносимой жарой является отражением глобальных земных проблем. Воздух загрязняется, ледники тают, борьба с глобальным потеплением ведётся не очень охотно, а потому многие крупные европейские и американские города летом становятся почти что невыносимы для жизни. Люди зверели и теряли человеческий облик под воздействием высоких температур в «Кровавом лете Сэма» Спайка Ли и в «Собачьей жаре» Ульриха Зайдля, так что и тут Эльканн не является пионеркой. В «Я же говорила» нет и пугающей трансформации персонажей, а отдельным героям пекло даже идёт на пользу и позволяет пересмотреть взгляды на привычную реальность и вспомнить о главном.
Итальянская картина предлагает обратить внимание на нескольких запутавшихся и оступившихся персонажей и, наверное, не повторять ошибок несчастных. Однако ни в форме, ни в содержании фильма нет ничего нового. Для пущей драматизации выбраны несколько экзальтированные персонажи с полярными профессиями, но пороки и у священника, и у матери-пьяницы одинаковые. В Риме полно подобных фрустрированных героев. Именно драматургия подводит Эльканн, и потому фильм хочется посоветовать разве что большим поклонникам талантов Рорвахер, Хьюстона, Голино или Бруни-Тедески.
Потом немного посмеялся на фразе "Беда картины Эльканн в будничности сюжетов и простоте характеров". Вот такой вот парадокс.