Экранизация детской книги Эммы Ярлетт от режиссера-дебютанта Шона Чэрмэтца и оскароносного сценариста Чарли Кауфмана.
Орион (Джейкоб Тремблей) боится всего: укусов комаров, издевательств одноклассников, радиоволн телефонов. На вершине пантеона кошмаров находится главный страх мальчика — темнота. Школьник не может уснуть с закрытой дверью и умоляет родителей подольше почитать перед сном. Однажды Тьма (Пол Уолтер Хаузер) приходит к нему в комнату и предлагает побороть внутренних демонов. И вот уже Орион мчится по звездному небу с мрачным, но вполне доброжелательным созданием и знакомится с другими обитателями ночного мира.
Имя Чарли Кауфмана неизбежно ассоциируется со всем сюрреалистичным и экзистенциальным. Джим Керри блуждал по чертогам разума в надежде сохранить остатки любви («Вечное сияние чистого разума»), Николас Кейдж («Адаптация») размывал границы реального и вымышленного, а Джон Кьюсак и вовсе нашел портал в голову Джона Малковича («Быть Джоном Малковичем»). Новость о том, что выходит мультфильм, сценарий к которому написал Кауфман, заставила поклонников мастера вздрогнуть от предвкушения: неужели Netflix в самом начале 2024-го решил преподнести зрителям постмодернистский подарок от невротичного интеллектуала? И да, и нет.
«Орион и тьма» — прежде всего проект DreamWorks и Netflix, который словно бы пытается переплюнуть работы Pixar: своей идеей об антропоморфных концепциях картина напоминает «Головоломку». Вполне возможно, что спустя год «Орион и тьма» будет бороться за «Оскар» с сиквелом мультфильма об эмоциях девочки. Иными словами, не стоит ожидать от экранизации сказки вторую «Аномализу» — недетский мультфильм об одиночестве в копилке Кауфмана. Но почерк сценариста все же заметен с первых кадров. Во-первых, главный герой — типичный кауфманский персонаж во власти тревоги. Во-вторых, в какой еще анимационной ленте у подростка на полке будет лежать увесистый роман Дэвида Фостера Уоллеса? Ну и, наконец, в-третьих, мультфильм построен вполне в духе автора благодаря приему «история внутри истории». В какой-то момент сюжет обрывается: повзрослевший Орион сидит рядом с дочерью и рассказывает необыкновенную сказку (или не сказку вовсе?). Да, он снова сделал это — соединил реальность и фантазию. Но и это еще не все: Кауфман не раз будет разрушать линейное повествование, чтобы «Орион и тьма» превратился в нечто похожее на лоскутное одеяло: разные кусочки сплетаются между собой, образуя красочную и запутанную, но вполне цельную картину о страхах и неуверенности в себе.
Заглавная тема мультфильма — преодоление фобий и всех видов тревожности — не нуждается в объяснении. Уже на уровне трейлера было ясно, что авторы используют вполне понятную мысль, которая придется по душе любой аудитории. В конце концов и дети, и взрослые имеют привычку страшиться чего бы то ни было. Кауфман не был бы Кауфманом, если бы написал сценарий о пессимисте, который выходит из зоны комфорта и становится оптимистом. Нет, сценарист решает копнуть чуть глубже и успокоить зрителей: испытывать страх совершенно нормально. Название данного текста немного обманывает читателей: Чарли Кауфман учит не столько не бояться, сколько не бояться бояться. Ведь, как говорит одна из героинь мультфильма, только правдивые истории способны помочь.
Тема страха раскрывается не только через боязливого подростка, но и с помощью самой Тьмы. Необычный герой в каком-то смысле родственная душа Ориона. Он тоже боится: оказаться ненужным и остаться в тени более успешного создания — Света (Айк Баринхолц), который подобно супергерою появляется на горизонте и воскрешает мир. Если бы только Тьма знал, как сильно многие из нас не любят утренние подъемы, его самооценка не была бы столь низкой.
«Орион и тьма» не дотягивает до громкого звания шедевра Netflix. Мультфильм то и дело осторожничает и старается соответствовать голливудскому стандарту. Но, может, виной всему высокие ожидания? Фамилия Кауфмана настраивает зрителя на определенную интонацию, полную подтекстов и экзистенциализма. «Орион и тьма» же — совершенно терапевтическое и по-хорошему простое кино, приправленное каплей кауфманской гениальности. Интересно, сколько безумных идей было вычеркнуто из сценария? Так или иначе, у нас по крайней мере есть возможность познакомиться с причудливыми персонажами: зеленым созданием, которое нашептывает людям навязчивые мысли (благодарите его за бессонницу), и синим существом, которое душит или отравляет людей, чтобы те наконец уснули… Кажется, это уже что-то!