Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Райя и последний дракон» — новую диснеевскую сказку, которая не задалась

Один из самых неудачных проектов Disney последних нескольких лет, шитый студийными шаблонами и заплатанный паназиатской эстетикой.

Добавить в закладки

Трейлер

Давным-давно драконы и люди жили вместе в одном государстве и не знали горя. Всё изменилось, когда на них напали друуны — (почти что) непобедимые монстры, обращающие любое живое создание в камень. Драконы поднаторели, объединили усилия и принесли себя в жертву, упрятав друунов в волшебный (но, как покажет сюжет, крайне хрупкий) артефакт и позволив людям вернуться к прежней жизни. Последние, впрочем, подарки судьбы принимать не научились, поэтому после исчезновения крылатых друзей всецело погрузились в междоусобицы. Государство раскололось на взаимно ненавидящие друг друга части, а их жители разрушили драконий камень, из которого выбрались жуткие друуны. Теперь принцесса Райя — почти что единственная, кому повезло не обратиться в статую, — должна оживить одну из главных драконих и объединить государство.

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Ещё до выхода «Райи» было понятно, на каких лаврах будет почивать Disney: редко репрезентуемая паназиатская эстетика (королевства Кумандра — синтез Индонезии, Вьетнама, Таиланда и других соседских стран), эффектные сказочные пейзажи, оправдывающие появление кино на больших российских экранах, и, конечно, какой- нибудь миролюбивый пассаж в финале, который должен резво примирить всех и вся. Прогноз — совершенно предсказуемо — в точности сбылся, другого варианта тут и быть не могло. Новый мультфильм Disney, кажется, выбил зрительский страйк и обрёк себя на судьбу хита, вот только триумфа, какой был у «Холодного сердца», тоже живописной феминистской экосказки (здесь, правда, и феминизм, и «эко» лишь по касательной), ему не грозит.

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Вопрос ведь не в том, где красивее задники, ярче цвета и реалистичнее анимация. Допустим, разнообразие 50 оттенков флоры и фауны в «Райе» богаче, а технологии современнее — наверное, эта мысль очевидна, но «Холодное сердце» полюбилось зрителям не только (и не столько) всей диснеевской мишурой, а, собственно, новаторским подходом к истории. Форма, да, была важна и — никто с этим не спорит — вполне себе революционна в сегменте голливудского мейнстрима, однако она лишь грамотно обрамляла конфликт двух сестёр, двух разных темпераментов, настолько правдоподобных и знакомых бóльшей части публики, что сказочная эстетика лишь метафорично дополняла и без того понятный сюжет.

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Кадр из мультфильма «Райя и последний дракон»

Райя же, напротив, делает упор на изящность визуальную (впрочем, даже в этой попытке она проигрывает фильму-аналогу) и решает руководствоваться готовыми студийными шаблонами. Сайдкик героини — неловкий Тук-Тук, до тошноты умилительный, будто списанный с «аладдиновского» Абу (а если вам мало приторных зверьков и героев, которым будут умиляться дети, получите трёх мартышек и ребёнка- воришку), её другая напарница — дракониха Сису, несмотря на ожидания Райи, оказывается не могучей крылатой подругой, а скорее «мулановским» комик-релифом Ушу. А далее всё по накатанной: истины о доверии, об объединении, о прощении. Словом, обо всём, что хорошо, и ни о чём, что плохо. Disney не впервые разменивает по-настоящему внушительные и сложные истории о трудностях понимания близких (всё то же «Холодное сердце») или неравенстве в обществе («Зверополис») на какой- то идейный ширпотреб, но здесь масштабы (несколько совершенно разных территорий с их чудаковатыми обитателями), кажется, затмят очевидный провал.

Хотя эти же масштабы делаю «Райю» окончательно невыносимой. Для сюжета, где макгаффином выступают обломки драконьего камня, а суть метафизических исканий героев сводится к тому, чтобы собирать артефакт по кускам и с каждым новым шагом понимать, что, в общем-то, стоит быть доверчивее к людям, хронометраж в два часа — испытание похлеще того, что выпало на долю протагонистов. Этот мультфильм, думается, настолько уверен в своей гигантомании (большее комик-релифов, больше сайдкиков, больше локаций), что лишь одной ей и хочет откупиться. Людям, может, и нужно доверять, но вот студия Disney в очередной раз доказывает, что с ней нужно держать ухо востро.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?