
Бойкий триллер о наивном желании спасти человечество.
Похожий на карикатурного реддитора экоактивист Маршалл находит в Перу мифический голубой гриб, который лечит любые болезни и запросто воскрешает людей. На героя тут же открывают охоту неизвестные — не обходится без смертей и страшных травм, но вот уже бессмертному Маршаллу удается сбежать. В США мужчина планирует выращивать чудо-грибы и спасать жизни смертельно больных людей, но против благородных планов выступают все кому не лень: фармацевтические гиганты, правительство, коллеги-микологи. Маршалл пускается в бега, отчаянно растрачивая единственную партию грибов и доверяя лишь Фрэнсис — школьной знакомой, которая скрывает свою должность в «Большой фарме».
Несправедливое американское здравоохранение — давний повод для возмущения и мемов: случайно попадешь в больницу без страховки и будешь отдавать долг государству до конца жизни. Отдельный повод схватиться за голову — коварная политика фармацевтических компаний, которые взвинчивают цены на жизненно важные лекарства, делая их недоступными для миллионов людей по всему миру. В погоне за прибылью они ограничивают конкуренцию, задерживают выход доступных аналогов или того хуже — подсаживают граждан на опиоиды (подробнее — мини-сериал «Ломка»). И без того скандальная отрасль в 2025 году вообще не выходит из новостных сводок: министром здравоохранения в стране стал антипрививочник с частично съеденным червем мозгом, а в это время люди чествуют как героя Луиджи Манджоне, убившего гендира UnitedHealthcare. Проще говоря, «Частые побочные явления» в любое время смотрелись бы актуально, но сейчас это особенно меткое попадание в нерв современности.
Релиз и правда злободневный, но это далеко не главное преимущество новинки. «Частые побочные явления» — в первую очередь сериал, который первоклассно скрещивает параноидальный триллер о теориях заговора и антикапиталистическую сатиру, философскую драму о единении с природой и комедию о неудачнике, спасающем мир. Такой чехарды жанров и магистрального сюжета о преследовании обычно ждешь от престижного сериала с HBO, а не от мультсериала — тем более от авторов «Царства падальщиков». Прошлый проект был полной противоположностью «Явлений»: цельной историей, диалогами и экспозиций жертвовали в угоду безграничному воображению аниматоров, которые подобно терпеливым документалистам лишь наблюдали за причудливыми флорой и фауной планеты. В новинке тоже есть схожие метафизические моменты — съевшие грибы люди на мгновение переносятся в психоделическую реальность и словно переживают наркотрип.
Об анимационной природе «Явлений» напоминают разве что модели персонажей — карикатурные лица и неестественно большие головы, будто вдохновленные мемами с вице-президентом США Джей Ди Вэнсом. А если учесть еще и выбор протагониста (бегающий в расстегнутой гавайской рубашке мужчина с лишним весом — это чаще всего комедийный образ с третьего плана), то становится понятно, что создатели выжимают абсурд ситуации на максимум. Решение понятное и объяснимое — а как еще говорить о проблемах, которые не решаются десятилетиями? Явно не с помощью душещипательных историй о выживании маленьких людей — такие сюжеты больше не работают. В «Явлениях» нет безнадеги, цинизма и сентиментальности — Маршалл никогда не опускает руки и мчится навстречу своей утопической мечте о спасении человечества, поэтому попытки элит и злодеев из тени остановить героя вызывают больше эмоций, злости и возмущения, чем реальные новости.
За шесть вышедших эпизодов создатели ни разу не сбавили сюжетный темп — герои постоянно находятся в бегах, меняют укрытия и скрываются от преследований. С одной стороны, это вызывает восхищение, с другой — заставляет нервничать. Рано или поздно авторам все равно предстоит сделать остановку, позволить героям передохнуть дольше, чем на пару экранных минут. В конце концов объединить ветку в реальном мире с возникающими из-за приема грибов психоделическими видениями странных существ. Если в этот момент несущийся на всех скоростях мультсериал не споткнется и подарит зрителям хоть какое-то подобие убедительного финала, то можно будет с уверенностью сказать: успех «Царства падальщиков» был не случаен — нам повезло наблюдать за становлением если не гениев, то точно редких для современной индустрии мастеров, которые не боятся рисковать и удивлять публику.