«Птичий короб», который так и не стал «Одним из нас».
В 2018 году постапокалиптический триллер «Птичий короб», основанный на одноименном бестселлере Джоша Малермана, стал настоящей сенсацией. История о мире, погрязшем в эпидемии самоубийств, завирусилась благодаря необычной сюжетной условности: все персонажи фильма вынужденно передвигались по улицам с завязанными глазами. Таким образом люди избегали смертельного столкновения со странными бестелесными существами, внушающими тягу к селфхарму. Несмотря на крепкую режиссуру оскароносной Сюзанны Бир («После свадьбы») и старания сценариста Эрика Хайссерера («Прибытие»), «Птичий короб» звезд с неба не хватал. Основная ставка была сделана на довольно дешевую интригу с чудовищем, арка которого в итоге оказалась тупиковой. Испанский сиквел «Птичьего короба», вышедший спустя пять лет после первой части, является свободной фантазией Netflix по мотивам истории Малермана. По сути, «Барселона» — классический триллер для каталога стриминга, необязательность которого компенсируется хайпом вокруг оригинала.
Главные герои фильма — испанский инженер Себастьян (Марио Касас) и его дочь Анна (Алехандра Ховард) — бродят по опустошенным улицам Барселоны, которая, как и вся остальная часть земного шара, оказалась под воздействием массовых самоубийств. Себастьян бережно закрывает глаза себе и дочери, тихо горюет по покойной жене и повсеместно сталкивается с большими неприятностями. Как оказалось, неизвестный монстр не только убивает людей, но и набирает фанатичных прислужников: оставшиеся в живых –как правило, психопаты – снимают с других повязки и буквально принуждают к встрече с неизбежной смертью.
О том, насколько сильно сэкономили на сиквеле/спин-оффе «Птичьего короба», говорит не только бедный продакшен (при просмотре может создаться обманчивое ощущение, что весь фильм снимали в трех локациях), но и слабая съемочная команда. На смену Бир и Хайсерреру пришли Алекс и Дэвид Пастор, известные разве что по хоррор-сериалу «Носители». А Сандру Буллок заменили на звезду испанского кино Марио Касаса («Три метра над уровнем неба»). «Барселона» ожидаемо развивается по формуле всех успешных сиквелов — расширяет вселенную оригинала, добавляя в нее новые сюжетные элементы. Тема невидимого зла, способного ослепить и отправить на верный путь самоуничтожения, отходит на второй план. Вместо этого Пасторы сосредотачиваются на метафоре проживания коллективной травмы: сон разума рождает собственных, не менее устрашающих чудовищ.
В первом «Птичьем коробе» героиня Сандры Буллок эволюционировала в мать-спасительницу, во втором Марио Касас педалирует болевые точки отцовства. Себастьян и Анна гуляют по подозрительно тихим переулкам Барселоны, старательно копируя персонажей нашумевших «Одних из нас». Пасторы то и дело жонглируют флешбэками и крупными планами, однако ощущения настоящей драмы, увы, так и не добиваются. Напрягает ни сколько вторичность всего происходящего, сколько стерильность чувств и эмоций главной экранной пары, которым, увы, не дотянуться до Беллы Рамси и Педро Паскаля.
Как и оригинальная картина, сиквел «Птичьего короба» имеет сразу несколько амбициозных сквозных тем (фанатичность веры, расслоение социума, жизнь в делюзии), каждая из которых так и остается висеть в воздухе. Перманентной оказывается лишь смерть, которая, как известно, слишком прекрасна, чтобы от нее отказаться. Однако выехать на тезисе, сделавшем имя первому фильму, у авторов ожидаемо не получается.