Тайка Вайтити возвращается на малые экраны с новым сериалом: в этот раз об уставшем от жизни джентльмене, решившем стать морским волком, но при этом понятия не имеющем, как это делать.
Аристократ Стид Боннет (Риз Дэрби) настолько устаёт от скучной сытой жизни с нелюбимой супругой, что в один день он сбегает на корабле с небольшой командой в открытое море и объявляет себя пиратом. Конечно, его представления о жизни морского волка несколько расходятся с реальностью. Стид не привык к грязи и лишениям, держит на корабле библиотеку и пытается руководить экипажем с теплотой и благородством. Его послужной список не назовёшь успешным, но слухи о «джентльмене-пирате» привлекают внимание самого Эдварда Тича, он же Чёрная Борода (Тайка Вайтити). К тому же Стид случайно убивает офицера английского флота — и теперь путь к прошлой жизни окончательно отрезан.
От Тайки Вайтити уже никуда не скрыться — он берётся за проекты так активно, будто у него где-то припрятан Маховик времени, да и выпускает их нередко: пока, правда, чаще на телевидении. До сих пор выходят новые сезоны «Что мы делаем в тени», в прошлом году также запустились «Псы резервации», никуда не исчез «Паранормальный Веллингтон» (им, правда, больше занимается Джемейн Клемент, сорежиссёр Тайки по «Реальным упырям»). И вот теперь с его подачи выходит комедия о неловком пирате, который пытается познать азы опасного ремесла: с тем же фирменным «вежливым» новозеландским юмором и знакомыми лицами в кадре.
История эта реальнее, чем кажется. Стид Боннет действительно существовал и правда был рождённым на Барбадосе аристократом, который в один день просто бросил жену с детьми и пошёл бороздить Карибское море в поисках лёгкой добычи (забавный, но совершенно не важный факт: Стид являлся подданным Зеландии, а снимает сериал про него теперь автор из Новой Зеландии). Характер героя, конечно, авторы сильно изменили: «джентльменом-пиратом» его называли не из-за мягкосердечности и благородства, а лишь из-за происхождения. В остальном Боннет — типичный для своего времени пират, чуть более успешный, чем большинство, несколько лет пугавший торговцев и закончивший жизнь на виселице. А вот с Чёрной Бородой он и правда встречался и даже служил на его корабле, оставив на время капитанство.
В руках сценариста Дэвида Дженкинса (до этого отметившегося разве что работой над ситкомом «Земляне») не слишком вдохновляющий сюжет о жизни Стида трансформировался в забавное и пронзительное исследование эскапизма как способа сбежать от душевного кризиса. Учитывая, что Вайтити не сам писал этот сериал, удивительно, насколько идеально история тут вписывается в его фильмографию. Он ведь и сам вечно рассказывает либо о детях, которые ввиду своей наивности прячутся от грустного мира вокруг в своих фантазиях (про это и «Мальчик», и «Охота на людей», и «Кролик Джоджо», и «Псы резервации»), либо о взрослых кидалтах, кто точно так же отказывается принимать серую действительность и загоняет себя в рамки полувымышленного мира (такой отец главного героя в том же «Мальчике», такой Тор в «Рагнарёке» и в какой-то степени вампиры из «Реальных упырей», ну а теперь и Стид Боннет из «Наш флаг означает смерть»). Раз за разом Тайка вглядывается в людей, которые бегут от прошлого в выдуманное настоящее. Эскапизм для него — не порок, а способ выжить: к таким героям, какими бы нелепыми они ни были, режиссёр явно относится с нежностью.
«Наш флаг означает смерть» обманывает ожидания. Он начинается как простенькая ситуационная комедия, где сюжет построен на одном комичном допущении: а что если сноб высокого происхождения решит, начитавшись приключенческих книжек, взяться за опасное преступное ремесло? Команда размышляет, не убить ли его, он с пафосом захватывает двухместные плоты вместо солидных кораблей и заставляет экипаж вышивать пугающий флаг — Дженкинс и Вайтити хорошо придумывают забавные маленькие конфликты в рамках сеттинга, но на одном этом сериалу было бы сложно продержаться дольше пары эпизодов. И поэтому где-то в середине «Наш флаг означает смерть» делает поворот. Персонаж Чёрной Бороды вводит в сериал любопытную двойственность: оказывается, устать можно не только от жизни в аристократском особняке, но и от быта пиратской легенды — ведь тебе не к чему стремиться, тебя уже все боятся и сдают суда без боя. Ситком превращается в эдакое бадди-муви, историю двух противоположностей, которым предстоит научиться кое-чему друг у друга (Тичу — пассивной агрессии, а Боннету — тому, как не быть хиляком).
На фоне остальной фильмографии Вайтити «Наш флаг означает смерть», пожалуй, новых границ не открывает — зато показывает, как автор с легко отличимым почерком может по-разному рассказывать об одних и тех же волнующих его проблемах. К тому же наконец-то Риз Дэрби получил главную роль, которую давно заслуживал: до этого вы могли видеть его на ярких вторых ролях в «Реальных упырях», «Полёте Конкордов» или даже «Джуманджи». А сам Тайка, пускай и с режиссёрской точки зрения не придумывает ничего нового, решил расширить свой диапазон как актёра. Всегда играющий эксцентричных недотёп, тут он вдруг перевоплощается в несколько пугающего, статного и харизматичного Эдварда Тича — слегка, кажется, даже вдохновлённого Капитаном Джеком Воробьём. Ну что ж, Вайтити хотя бы знает, за кем подглядывать.