Актёры из «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» собираются вместе, чтобы разыграть безобидную криминальную историю в духе 90-х.
В современном Петербурге судьба вновь сталкивает четырёх хороших знакомых, которые помнят друг друга ещё с 90-х. Это крупный бизнесмен с криминальным прошлым Алексей Гарин (Алексей Нилов) по кличке Инженер (уж больно ловкие схемы получения прибыли он придумывает), вышедший на пенсию милиционер Иван Шавырин (Александр Половцев), только что освободившийся из тюрьмы по ложному обвинению оперативник Егор Тарасов (Сергей Селин) и популярный писатель Степан Незабудкин (Андрей Федорцов). Гарин завладевает пирсом и открывает стрип-клуб, тем самым переходя дорогу коррумпированному генералу МВД Шилову (Вячеслав Аркунов). Шавырин уже готовится повеситься, как на пороге квартиры появляется его дочка — сотрудница следственного комитета Настя (Любовь Виролайнен). Тарасов тоже пытается наладить отношения с младшим поколением. Его сын Никита (Михаил Тарабукин) пошёл по стопам отцам, правда, большой славы в уголовном розыске пока не снискал. А Егор хочет вернуть себе честное имя и не принимает от друзей подачек. Наконец, Степан в очередном детективном романе, а строчит он их со страшной скоростью (все они даже называются почти что одинаково — «Мент и…»), выставляет не в лучшем свете авторитета тамбовской ОПГ, чем расстраивает настоящего бандита по кличке Слон (Юрий Ковалёв)
В каждой серии пожилые герои, вляпываясь в новые приключения, ухитряются выйти из них с высоко поднятой головой, а заодно преподать урок детям, которые ещё ничего повидать не успели. Спектр авантюр широкий: Незабудкин нанимает себе запойного литературного раба, Гарин развлечения ради покупает пивной ларёк, Тарасов отдаёт любимую «Ниву» телевизионщикам для съёмок сериала, Шавырин заводит енота. Зачастую эпизоды между собой никак не связаны: горизонтальный сюжет вертится вокруг желания всей компании напакостить генералу Шилову, но крупный коррупционер может благополучно пропасть на пару серий, а потом снова вернуться. Кажется, никаких правил у «Полицейского братства» нет. Есть в структуре сериала даже что-то от британского «Голяка».
Глядя на постер, зритель сразу же обращает внимание на лица заметно постаревших актёров из популярных криминальных сериалов конца девяностых – начала нулевых. Никто этого и не думает скрывать, наоборот, сценаристы порой недвусмысленно подмигивают своей аудитории. В первой же серии пьяный Гарин приезжает ночью на спорткаре во двор Шавырина и орёт: «Андрюха, у нас труп, возможно, криминал, по коням». Только в «Улицах разбитых фонарей» эту фразу произносил персонаж Половцева, а теперь его пародирует Нилов. В другом эпизоде Тарасов ни с того ни с сего говорит девушке, с которой познакомился в баре, что в подворотне «темно, как на улице разбитых фонарей». Учитывая, что с момента выхода в меру культовых криминальных сериалов прошло 20 лет, авторы «Полицейского братства» не увлекаются постмодернистским заигрыванием со зрителем и всё-таки знают меру. Пора двигаться дальше, хоть и держать в уме старые образы. Чем дальше развивается сезон, тем более самостоятельными становятся персонажи. Пусть зачастую это и пародии на предыдущие роли Нилова, Половцева, Селина и Федорцова. Интересно, что в эту компанию не влились Александр Лыков и Михаил Трухин. Видимо, им хватает ролей в других проектах. Лыков, например, продолжает сниматься в «Трудных подростках», а Трухина только что можно было увидеть в «Последнем акселе» и «Исправлении и наказании». В «Полицейском братстве» собрались актёры, которые дальше «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» так никуда и не продвинулись, а остались на уровне «ментовских сериалов». Может быть, за исключением Федорцова.
Андрей Тумаркин, отвечающий за новый проект, написал сценарии ко множеству сериалов НТВ: «Первый отдел», «Невский», «Шеф» и «Чужой район». У них у всех есть продолжения. По изображению, звуку и спецэффектам «Полицейское братство» — отчётливо телевизионный продукт. Здесь под напряжённую музыку из среднестатистического боевика бегут по дворам спальных районов Петербурга по 2-3 минуты (нужно же, чтобы каждый эпизод длился почти час), стреляют редко и обычно ни в кого не попадают, много разговаривают о жизни и легко ловят плохих парней. А любая монтажная склейка сопровождается видами Петербурга с высоты птичьего полёта. В кадр особенно часто попадают мост Бетанкура, Исаакиевский собор, гостиница «Прибалтийская», Адмиралтейство и «Лахта-центр», почти что 500- метровая башня на берегу Финского залива. Только её из всех других объектов и не было на карте 20 лет назад. В любой непонятной ситуации, когда сюжет провисает, можно показать город на Неве — хуже точно никому не станет.
Стоит появиться на экране персонажу Селина, как включается ностальгическая гитарная мелодия, под которую любой уважающий себя поклонник олдскульных криминальных сериалов тянется за рюмочкой водочки, утирает наворачивающуюся слезу и вспоминает молодость. Сколько лет прошло! Конечно, телевизионные кумиры слегка постарели, но держатся бодро. Есть у сериала даже терапевтическая или воспитательная функция. Того же Селина два раза обманывают мошенники, потому что он невнимательно читает договоры. Пенсионер, не спи, внимательно проверяй все документы!
Кажется, целевая аудитория «Полицейского братства» — ровесники главных героев, то есть мужчины за 50. Весь этот праздник для них. Потому друзья столь часто пьют в кадре, а потом борются с неприятными утренними последствиями. Но есть и вполне узнаваемые будничные моменты: Тарасов и Шавырин спешат на кассу, чтобы купить бутылочку до 10 вечера, и успевают в последнюю секунду. Счастье! Кроме того, на экране постоянно мелькают пышногрудые женщины — объект желания что полицейских, что бандитов. Сериал вообще грешит и стереотипами, и сценарными схемами бесконечного потока предшественников. Иногда даже трудно разобраться, где начинается и заканчивается пародия. Вольно или невольно «Полицейское братство» в неё скатывается в каждом эпизоде.
На самом деле у Шавырина, Гарина, Тарасова и Незабудкина сюжетные линии разных жанров. Объединяются они, чтобы смешать этот абсурдный коктейль. Шавырин — бодрый пенсионер, который бегает в парке, учится правильно питаться и знакомится с женщинами в Интернете. Гарин — бизнесмен, который потихоньку собирает подпольную империю. Он даже одевается, как герои Мартина Скорсезе, но с петербургским колоритом (зябко тут). Тарасов — народный мститель, борец за справедливость, которого судьба жестоко наказывала ни за что. Незабудкин — представитель богемы и дамский угодник. Вокруг персонажа Федорцова постоянно крутятся юные модели выше него на одну, а то и две головы. Объяснить его популярность невозможно, нужно просто верить. А еще он становится другом Слона, который хочет научить писателя пацанским законам, чтоб не врать в книгах.
«Полицейское братство» — сериал необязательный, местами бестолковый, но безобидный. Авторы, как и актёры, застряли в конце 90-х и объявили войну времени. Их даже ругать не хочется, из этой петли все равно не вырваться. Насмотренный зритель (если он не сноб) воспринимает происходящее на экране как комедию, фанат проектов НТВ рад видеть знакомые лица, а остальным достаточно того, что все злодеи наказаны, пусть и только на телевизионном экране. Довольны все.