Стриминговый успех «Добычи» — приквела «Хищника» 1987 года — заставил вновь вспомнить о франшизе. Серия фильмов об инопланетном охотнике существует уже 35 лет, претерпевая многочисленные изменения, доработки и нововведения. Мы обзорно прошлись по всем картинам о Хищнике и расставили их от худшей к лучшей.
Прощальный поклон двум космическим монстрам устроили братья Штраус. Они не стали изобретать велосипед — просто отправили Чужих и Хищника в очередной американский городок, чтобы те разрешили все накопившиеся противоречия. А вот с насилием перемудрили — фильм залит потоками графического насилия, отталкивающими даже самых непривередливых зрителей: ксеноморф плодится внутри беременной женщины и не щадит ребенка. Кажется, кровавое безобразие послужило компенсацией за наивный ребяческий подход в кроссовере 2004 года.
Другое дело, что логика картины едва отличается от порнографического ролика: клише громоздятся друг на друге, начиная от наивной романтической линии (молодой человек уединяется с девушкой в бассейне, но приходят плохие парни, а следом и Чужой) и заканчивая основной — финальную баталию Чужого и Хищника решили поставить на едва освещенном участке, чтобы зритель предварительно надевал перед сеансом очки ночного видения. После «Реквиема» большинство поклонников франшиз готовы были сказать «не хотим», когда что-нибудь слышали об очередной встрече пришельцев. Можем понять.
Что будет, если фанат франшизы возьмётся за создание фильма мечты, о котором фантазировал с юношеских лет? Реальная практика показывает, что ничего хорошего. Пол У.С. Андерсон столкнул двух космических монстров, выбрав локацией ацтекские пирамиды в Антарктиде. Для хищников режиссер подогнал смехотворную мифологию (они, мол, научили людей искусству строительства еще тысячу лет назад, а те инопланетному племени поклонялись как богам), вырубил половину экспедиционной команды — довольно чинно, с учетом щадящего рейтинга PG-13, а воина-растафарианца и ксеноморфа отправил сражаться на безлюдную ледяную поверхность.
Суперкроссовер тяготел к реалистичности — не зря же в фильме старались обходить компьютерную графику и полагаться на аниматронику. Но даже преемственность не стала спасательным кругом — мифология и ужас космического уже были нарушены самим фактом вмешательства. Так думали не только критики, но и поклонники — негативный прием, к удивлению, не остановил авторов от создания повторного кроссовера. Вот где студийные боссы проявили слабоумие и отвагу.
В сиквеле боевика планировалось вернуть в строй Шварценеггера — ветерана операции в Гватемале, сделавшей возможным первый контакт человека с Хищником. Однако творческие разногласия направили историю по иному пути — мы получили урбанистический триллер с Дэнни Гловером в роли полицейского. Преступная деятельность колумбийцев и ямайских бандитов оказались плёвым делом по сравнению с Хищником — монстр чудом попал в гущу бетонного Лос-Анджелеса.
Второй «Хищник» не снискал славы: сомнительный перенос действия в городскую среду, затянутая линия криминальных разборок (если в джунглях ожидание Хищника создавало саспенс, то здесь авторы напрочь утратили интуицию). Режиссер Стивен Хопкинс явно не потянул боевой сегмент: вырвиглазная резня в метро, кошки-мышки по трущобам и складам — и это в условиях Лос-Анджелеса, чей потенциал как сеттинга так и остался нереализованным. Проблема в том, что авторы явно не смогли направить в нужное русло изобретательность. У Хищника стало больше гаджетов, костюм обрел элегантность, но технический департамент фильма не смог это должным образом обслужить (например, невидимая маскировка Хищника здесь по-прежнему неубедительна).
Экшен-триллер 2010 года нашёл компромисс между сиквелом и ребутом: с легкой продюсерской руки Роберта Родригеса мы получили «Хищников» — историю вооруженного отряда, который парашютируется в джунглях и сражается с целым хором инопланетян. Сюжет о военных с пушками в густой растительности весьма своеобразно перерабатывает оригинал МакТирнана с другого ракурса — это совершенно самостоятельная история, где хищники погрязли в междоусобной войне.
Местами фильм походит на блеклый survival-триллер, а местами — на чудаковатый анекдот (как ещё описывать сюжет, где в джунглях встречаются японец, русский, мексиканец и американец?). При всем размахе ленте не хватает тонкости, изобретательности, а иной раз и чувства меры. Эдриан Броуди убедил, что может брать на себя роли крутых вояк и сменить худосочность на мышечную массу. Прискорбно, что «Хищники» так и застряли на создании актёрских перформансов (ещё есть появление Дэнни Трэхо и Лоуренса Фишберна), не попытавшись пойти дальше.
Режиссёр Шейн Блэк участвовал в написании сценария к первому «Хищнику», а также снялся в маленькой роли, став первой жертвой инопланетного охотника. Именно ему фортуна уготовила возможность вдохнуть новую жизнь в олдскульную франшизу — и Блэк выбрал чуть ли не самый радикальный метод.
Вместо пафосного триллера «крутые парни против Хищника» получилась залихватская комедия, которую просто потешно пересказывать: отец-солдат по ошибке отправляет сыну доспехи Хищника, в которые мальчик наряжается на Хэллоуин. Суперкоммандос сменились уголовниками-фриками, которым страшно давать оружие, а маленький городок стал боевой ареной для Хищника и его жутких инопланетных псов (тоже с дредами!). К блэковскому хулиганству нельзя относиться всерьёз — он доводит историю до постмодернистского безобразия, при этом сохраняя эстетический дух старой школы и очарование «бэшки». Увы, не так уж много зрителей эту выходку режиссеру простили.
Реновация франшизы уже успела получить статус лучшей — ленту Дэна Трахтенберга действительно называют самым изобретательным и экзотическим фильмом о Хищнике аж с 1987 года. Смена локации и временной оси сыграла на руку монстру — теперь пришелец ведёт противостояние с индейцами команчи в Северной Америке XVIII века.
Красота девственных ландшафтов существует рука об руку с жестокими законами фауны. Дежурные сцены быта коренных обитателей компенсируются кровавой бойней: летят стрелы и томагавки, охотники пытаются выстроить друг для друга ловушки, а лесные зверьки лишь обостряют исходные данные сюжета — чего стоит встреча Хищника с волком и медведем. «Добыча» — брутальное соревнование за вершину пищевой цепи, и пусть вас не смущает молодая девушка из племени в качестве главной протагонистки. У Нару есть сноровка и охотничье чутье не хуже, чем у майора Датча из оригинального фильма.
Боевик Джона МакТирнана уже более 30 лет признают лучшим выходом Хищника — и дело не только в боевом крещении крутого инопланетного воина. Режиссёр будто бы скомпоновал два совершенно разных фильма: брутальный экшен о бравых коммандос, выполняющих миссию в Гватемале, и жуткий хоррор о пришельце, который ведёт охоту и коллекционирует трофеи.
Тот факт, что лента устарела по своей динамике, милитаристскому пафосу и, прямо скажем, спецэффектам, сегодня воспринимается уже ценностью музейного экспоната. «Хищник» — квинтэссенция второсортного кино 80-х, где к месту были и могучие мускулы Арнольда Шварценеггера, и ежеминутная пальба во всю диагональ экрана, и смертельное рандеву с пришельцем (его превратили почти в интеллектуальное побоище). И главное — уже тогда МакТирнан, будущий автор «Крепкого орешка», ставил фильм с явными ироническими обертонами — при просмотре не покидает ощущение, что режиссер потешается над мачизмом старых боевиков. Пусть в основе «Хищника» и вполне серьёзная рефлексия над войной во Вьетнаме, которая вошла в бессознательное американской массовой культуры.