Картина немецкого режиссера Каролин Линк "Нигде в Африке" получила множество европейских и мировых наград, включая премию "Оскар" за лучший иностранный фильм. В картине, признанной высшим достижением мирового кино за 2002 год, внимательный просмотр не обнаружит ничего выдающегося. Поэтому идти на "Африку" в предвкушении шедевра не стоит -- будут недоумение и обида. Идите как на очередную семейную драму с социально-политической подкладкой -- и вы не очень разочаруетесь...
В связи с этим газета "San Francisco Examiner" резко пишет о том, как мельчает "Оскар".
Калифорнийский коллега прав: в немецкой картине, признанной высшим достижением мирового кино за 2002 год, внимательный просмотр не обнаружит ничего выдающегося. Поэтому идти на "Африку" в предвкушении шедевра не стоит – будут недоумение и обида. Идите как на очередную семейную драму с социально-политической подкладкой – и вы не очень разочаруетесь.
Этот фон дает возможность пусть косвенно, но затронуть трагическую тему Холокоста, которая автоматически открывает дорогу к международным призам. Тема именно затронута – здесь нет душераздирающих подробностей таких лент, как "Пианист" или "Жизнь прекрасна", зато есть жуткое ощущение жизни, сломанной национализмом и войной. Ни в чем не повинные люди должны покидать свою страну, расставаться с домом, близкими, профессией и даже языком только потому, что их национальность кем-то занесена в черные списки отщепенцев.
Доказательству тезиса "всюду жизнь" посвящена основная часть картины. Для "белых" это почти робинзонада, школа выживания в нечеловеческих условиях, где чистота эксперимента замутнена только необъяснимым наличием у беженцев персонального повара. Для "черных" – это быт, повседневность, родина. Так что главный эмоциональный посыл фильма – все-таки не Холокост, а столкновение изнеженной западной цивилизации с первобытным образом жизни, который исповедуют на нашей земле целые континенты.
Его эпичность могла бы стать достоинством: за семейной драмой угадываются мировые катаклизмы. Тягостность возникает оттого, что плохо разработаны и потому малоинтересны характеры. Отношения Вальтера с Йеттель колеблются от страстных признаний до полупрезрительной холодности, причем без всяких тому психологических объяснений. Юлиан Колер ("Эйми и Ягуар") играет неудовлетворенную и вечно чем-то раздраженную жену, в любой момент готовую изменить с первым встречным. Мераб Нинидзе, известный по грузинскому фильму "Покаяние" и живущий теперь в Германии, вполне органичен в роли человека не в своей тарелке, но сценарный материал не дает ему быть убедительным. Они яростно ссорятся и столь же яростно сливаются в экстазе, но мы на это смотрим отстраненно, потому что нам не показали, что влечет этих двоих друг к другу и что отталкивает.
Политкорректность в западном мире – сила великая и уже неодолимая. Она сильнее самого искусства.