Испанский фильм "Прелесть моя" пока остается в числе наиболее сильных участников конкурса. В Москву приехали режиссер Хесус Мора и молодой актер Унакс Угалде, сыгравший роль Робокопа -- мальчика без тормозов. Барселонская школа, где происходит действие, -- зона опасности, ее обитатели балансируют на краю пропасти, и наш разговор начинается с вечной темы: это реальность или просто кино?
-- Хесус, это у вас художественный концентрат или реальный портрет поколения?
-- Фильм о разных возрастах – там есть "отцы", и есть старшая сестра. Что же касается молодежи, то это… отморозки.
-- Что, сразу все?
-- Знаете, я думаю, проблемы с молодыми отморозками есть и в Барселоне, и Москве, и в Марселе.
-- А в чем они отморозки?
-- Они не знают, кого любят и кто их любит. Как в тумане.
-- Унакс, вы согласны с такой оценкой вашего поколения?
-- Я бы добавил, что оно еще продолжает поиск своего назначения в жизни. Старшие поколения уже все для себя определили и теперь пытаются всех причесать под одну гребенку. А я так думаю, что это преимущество молодежи: она еще только ищет. И обязательно найдет.
-- Школа в фильме похожа на ту, где вы учились?
-- Чрезвычайно. Нравится нам или нет, но это реальность, и мы должны ее принимать такой, какова она есть.
-- У ваших сверстников в Испании картина прошла успешно?
-- В Испании все экраны заняты американским кино, конкурировать почти невозможно. Это очень хорошо, если испанский фильм пройдет неделю-другую, но на этом – все.
-- Хесус, делая картину, вы надеялись повлиять на ход событий?
-- Нет, никаких социальных задач я перед собой не ставил.
-- Расскажите об Айтане Санчес, которая играет "железную леди". Я был дал ей приз за лучшую женскую роль!
-- Да-а, Айтана у нас – большая звезда. И эта роль была поворотным пунктом в ее карьере: у нас она всем навязывает свою точку зрения и должна вызывать неприязнь – а это не лучший имидж для звезды. Она уже не очаровывает красотой и не вызывает любовь публики. В этой роли больше внутреннего содержания, чем внешнего обаяния.
-- Что вы скажете о ваших молодых актерах?
-- К счастью, хороших молодых актеров в Испании много. Но одних публика принимает сразу – как актера и как человека, они порхают в облаках славы. А вот Унакс и Барбара, которые снимались в нашем фильме, должны идти к успеху через тернии. И мне приятно, что они оба ищут удовлетворение не в эффектах, а в самом рабочем процессе.
-- Хесус, насколько я знаю, вы тоже шли к звездам через тернии.
-- Я самоучка. Был ассистентом режиссера, и, между прочим, первой работой была советско-испанская постановка – в 1989 году я приезжал в Москву на съемки фильма "Испанская актриса для русского министра". Я уже знаю несколько необходимых русских слов: "Прьиготовились, начьяли!". Эта работа была для меня очень важна – как школа. Она позволила мне многое понять и заново оценить в кинематографических профессиях – я вырос здесь как художник.
-- Что конкретно было для вас новым?
-- Здесь есть профессионалы, которые обеспечивают декорации, есть группа серьезных специалистов по костюмам, есть своя актерская школа – мы на Западе частенько все это игнорируем. Сейчас в мире идет всеобщая интеграция, унификация, упрощение кинопроизводства. Но не дай Бог вашим кинематографистам эти свои институты утратить! Повторяю, пока я здесь не побывал, я не имел понятия о том, что такое в киноиндустрии мастера своего дела.
-- Унакс, а где учились вы?
-- Я поступил в актерскую школу в Мадриде, проучился год, но тут меня позвали сниматься – и понеслось. Так что моя школа – моя работа.
-- И последний вопрос обоим: что вам больше всего нравится и не нравится в Москве?
Унакс Угалде: По целому ряду причин мы возвращаемся в Испанию с улыбками до ушей.
Хесус Мора: То, что меня восхищает, и что не изменилось со временем, – это благородство и доброта москвичей. А огорчает и тоже не изменилось то, что администраторы остались все теми же чурками!