В этом году сразу два фильма, участвующие в наградной гонке, сняты режиссерами-дебютантами, пусть и не новичками в индустрии. Актриса Эмиральд Феннел и ее «Девушка, подающая надежды» претендуют на пять статуэток (прогнозируют победу Кэри Маллиган и приз за лучший сценарий), а сценарист Дариус Мардер («Место под соснами»), поставивший «Звук металла», — на шесть.
Киноакадемики не впервые обращают внимание на относительно новые имена, шесть раз за историю премии дебютанты получали награду в категории «лучший режиссер»: Делберт Манн за «Марти», Джером Роббинс за «Вестсайдскую историю», «Обыкновенные люди» принесли приз Роберту Редфорду, «Язык нежности» — Джеймсу Бруку, «Танцующий с волками» — Кевину Костнеру, а «Красота по- американски» — Сэму Мендесу. Вспоминаем не только лауреатов, но и другие яркие дебютные фильмы, которые были номинированы на главную американскую кинопремию года.
Магнум опус Орсона Уэллса последний год у всех на слуху благодаря Дэвиду Финчеру и его «Манку», посвященному истории создания картины и личности соавтора Германа Манкевича. В 1942 году фильм мог стать главным триумфатором церемонии: «Кейн» получил сразу девять номинаций. Но в тот вечер киноакадемики были благосклонны к экранизации романа Ричарда Луэллина «Как зелена была моя долина» — фильм получил пять статуэток, опередив не только «Гражданина», но и «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона (к слову, тоже дебютанта в режиссуре). Орсон Уэллс и Герман Манкевич в результате поделили всего одну награду на двоих — за лучший сценарий, но едва ли можно измерить и оценить в перспективе значимость картины для истории кино в целом.
Впрочем, стоит сказать, что Орсона Уэллса дебютантом можно назвать лишь с оговорками: до того как попасть в Голливуд, он успел снять любительский фильм «Сердца эпохи» и картину, предназначенную для показа в театре, «Слишком много Джонсона» — трехактную буффонаду, долгое время считавшуюся утраченной.
До того как приступить к съемкам первого полнометражного фильма, Сидни Люмет уже привык быть по ту сторону камеры: он работал на телевидении, где снимал сериалы и телеспектакли с 1946 года. Судебную драму о колебаниях на весах правосудия «12 разгневанных мужчин» в какой-то степени можно назвать фильмом театрализованным и строго драматургическим: актеры, стол, стулья и тяжелый путь присяжных к приговору. Именно в скупости (по меркам кинематографа) выразительных средств и проступает мастерство режиссера и талант постановщика — картина входит в десятку лучших всех времен различных порталов и изданий, но, как часто и бывает, рассудило время. На премии «Оскар» 1958 года ни в одной из трех номинаций (лучший фильм, режиссер, сценарий) фильм не стал лауреатом, хотя годом раньше получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
«Марти» не хватило всего одной статуэтки, чтобы собрать так называемую «великую пятерку»: лучший фильм, лучший режиссер, актер, сценарий, и лишь актриса ускользнула с наградной полки (впрочем, даже и не была номинирована). На пути к победе фильма дебютанта Делберта Манна, который сегодня можно причислить к жанру feel-good movie, стало удивительным то, что это кино довольно скромное и лаконичное, в отличие от прочих студийных проектов, любимых премиями в то время. Сценарист картины Пэдди Чаефски станет одним из главных авторов драм «кухонной мойки» — фильмов, где проза жизни душит кинематографическую явь.
История, в общем-то, простая: хорошему парню Марти чуть за тридцать, он работает мясником и живет с мамой, терпя вечные шуточки и упреки родственников по поводу своего холостяцкого статуса. Когда появляется девушка, которую хочется проводить домой после танцев, в ход идут психологические уловки сознания, которое шепчет, что и без любовных дел Марти живется, в общем-то, неплохо, а свидания — только напрасные переживания. Перед успехом на «Оскаре» фильм Делберта Манна получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах — это был второй случай в истории, когда главные награды совпали, первый — «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера.
Майкл Николс — режиссер «Выпускника», «Близости» и «Волка» — начал свой путь в индустрии с экранизации пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, успешно шедшей на Бродвее с 1962 года. Как и прочие киноадаптации сильной драматургии, картина вышла камерной и довольно замкнутой в пространстве — весь масштаб достался запредельному эмоциональному накалу и головокружительной актерской работе (Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис были отмечены академиками за свои роли). В результате из тринадцати возможных фильм одержал победу в пяти категориях, но остался ни с чем в номинациях «лучший фильм» и «работа режиссера». Реванш Михаил Пашковский (настоящее имя Майкла Николса) взял уже на следующий год, получив статуэтку за режиссуру за работу над вторым своим фильмом, «Выпускник».
1984-й стал редким годом, когда дебютанту в руки ушли оба заветных «Оскара»: Джеймс Брукс, не только выступивший в роли постановщика картины «Язык нежности», но и лично адаптировавший роман Ларри МакМерти, получил премию и за лучшую режиссуру, и за лучший адаптированный сценарий, а также за лучший фильм; две актерские статуэтки достались Джеку Николсону и Ширли МакЛейн (всего фильм был представлен в 11 категориях).
До того как заявить о себе в кино семейной драмой, Брукс, как и многие коллеги, начинал на телевидении сценаристом, работал над сериалом «Комната 222» и многими другими. В 1984 году стал главой собственной телекомпании Gracie Films, на базе которой не только занимался последующими своими картинами «Большой», «Лучше не бывает», «Джерри Магуайер» (в качестве продюсера), но и запустил культовое телешоу «Симпсоны», которое находится в эфире по сей день.
Сегодня не так просто вспомнить без удивления, что причудливый путеводитель к разуму Джона Малковича был дебютным фильмом сразу в двух карьерах: для в тот момент мастеровитого клипмейкера
«Красота по-американски» — именно тот фильм, который обошел «Быть Джоном Малковичем» в категориях «лучший режиссёр» и «лучший оригинальный сценарий», да и вообще стал триумфатором в тот вечер: на счету картины и «лучший фильм», и «лучшая мужская роль» у Кевина Спейси, и «операторская работа» у Конрада Л. Холла (он опередил Эммануэля Любецки, снявшего «Сонную лощину»). Конкуренция была сумасшедшая, 1999-й называют чуть ли не лучшим годом в истории кино, по крайне мере, знаковым: не только «Малкович», но и «Шестое чувство», «Бойцовский клуб», «Зеленая миля», «Правила виноделов» и многие другие соревновались за внимание премий.
Сегодня своеобразная притча о кризисе среднего возраста была бы принята куда более противоречиво и без рухнувшей репутации Спейси, но в 2000 году фестивальный фильм театрального режиссера Сэма Мендеса и сценариста Алана Болла казался свежим, современным и своевременным на фоне прошлогодних побед костюмированных масштабных историй с широким студийным размахом («Титаник», «Храброе сердце», «Влюбленный Шекспир» и др.).
Нежнейшая поэтическая сказка о маленькой-маленькой девочке в большой-большой вселенной вышла из колыбели фестиваля независимого кино «Сандэнс», где влюбила в себя мгновенно и критиков, и зрителей: дебютант Бен Зайтлин с багажом в пару короткометражек забрал Гран-при — «драма». Успех картины закрепился весной на Лазурном берегу: Зайтлин получил «Золотую камеру» (награда за режиссерский дебют) Каннского кинофестиваля, и к «Оскару» фильм подошел, уже будучи обласканным наградами. Девятилетняя артистка Кувенжане Уоллис, сыгравшая главную роль, стала самой юной номинанткой на «Оскар» на общих основаниях в категории «лучшая актриса» (до того специальным «молодёжным Оскаром» академики отметили Ширли Темпл в 1934 году), но на финишной прямой ее обошла Дженнифер Лоуренс. Такая же неудача постигла «Зверей» и в трех остальных категориях — лучший фильм, режиссер и адаптированный сценарий. Тем не менее сам факт симпатии на высшем уровне и возможность для маленькой независимой картины конкурировать со студийными проектами уже довольно много значили для индустрии.