«Второй Линклейтер» Купер Рэфф возвращается с новой чувственной историей о повисшей в воздухе любви.
Купер Рэфф, 25-летний техасский вундеркинд, представил свой второй фильм. Первый, Shithouse (в России «Вписка»), в 2020-м выиграл главный приз SXSW, еще одного важнейшего американского фестиваля. В 2022-м Cha Cha Real Smooth был главным претендентом на победу уже на «Сандэнсе», но всё ограничилось призом зрительских симпатий. Можно долго сравнивать ленты, подробно разбираясь в сходствах и различиях, но главное, что стоит отметить: у Рэффа есть свой почерк, та победа не была случайной, перед нами действительно большой автор.
Рэфф вновь играет главную роль в своем кино, а его экранной партнершей в этот раз становится Дакота Джонсон. Эндрю — 22-летний студент, подрабатывающий ведущим детских праздников, Домино — мать девочки с легкой формой аутизма. Как образцовый аниматор и просто хороший человек, он вовлекает нелюдимого ребенка в общий праздник: сердце матери покорено. Через день он уже няня, через неделю — пьет с Домино вино, через две… а через две ничего: у мамы есть жених, да и вообще она старше почти на 15 лет — приходит пора умерить энтузиазм.
Отличительная особенность фильмов Рэффа, как бы это банально ни звучало, теплота. Здесь все всё понимают, его герои самые чуткие люди на свете и изо всех сил стараются не ранить чувства друг друга. Иногда баланс между поиском себя и душевным комфортом окружающих теряется, но в том и драма. По словам самого Рэффа, это фильм-благодарность — родителям, партнерам, если не всем, то многим из тех, кто помогал ему в детстве и юношестве. Любые отношения в ленте — матери и сына, старшего брата и младшего, жены и мужа, парня и девушки, — основаны на том лучшем, что вообще есть в людях: доброте, любви и искреннем взаимопонимании.
Главная беда Эндрю и Домино как раз в их влюбленности друг в друга. Оба понимают, что отношения абсолютно бесперспективны, но пока у обоих не хватает глупости (или смелости) на то, чтобы их хотя бы начать, все продолжает тянуться так, словно ничего и не происходит. В кадре витают возможности этой любви и бесконечное откладывание выбора. Но однажды придет пора на что-то решаться: менять работу, переезжать, отношения завершать или начинать. В этом, в общем-то, и заключается разница между по-настоящему взрослыми людьми и подростками. В каждой слезе выкристаллизовывается зрелость, а любые слова о любви равны признанию заслуг — прошлых, будущих, настоящих.
Возможно, однажды Рэфф и отдаст главную роль какому-нибудь артисту, но пока на таком уровне искренности доверять другому возможность прожить свою жизнь на экране было бы равносильно преступлению. В этом и преимущество, и беда кинематографа Рэффа: он создал уже два шедевра, оба основаны на личном опыте. Никакого разрыва аорты, но интонация доверительная настолько, что рассказчику веришь и сопереживаешь больше, чем себе. Жизнь взрослых, сформировавшихся людей, а уж тем более успешных режиссеров, как правило, гораздо менее интересна, чем метания студентов. А потому, скорее всего, нас ждет или потеря насыщенности чувств, или лишение так подкупавшей все это время искренности. Нечто подобное случилось с Ксавье Доланом — талантливейший постановщик к 30 годам будто бы уже не знает, что делать дальше. Впрочем, Рэфф еще запросто может избежать подобной участи.
Cha Cha Real Smooth был куплен Apple TV за 15 млн долларов, это самая крупная сделка на фестивале в этом году. И, несмотря на то что победил в основном конкурсе совсем иной фильм, созданный будто в другой вселенной, кошельки дистрибьюторов, а также сердца и зрителей, и критиков (и автора этого текста) отданы именно этой картине. Кажется, если мир вообще и нуждается в каком-то кино, то именно в таком.