Современную жизнь трудно представить без Интернета, и ясно, что в будущем он станет играть еще большую роль. Однако футуристические фильмы часто обходят его стороной. Нет Интернета и в новом блокбастере «Бегущий по лезвию 2049»
Когда мы смотрим классические фантастические хиты, мы неизбежно сравниваем предсказанное ими будущее с нашим настоящим. Что им удалось предвидеть и в чем они промахнулись? На последний вопрос ответить очень просто. Почти никто из их сценаристов не предвидел Интернет в том виде, в каком он есть сейчас и в каком он, вероятно, будет в будущем.
Так, например, Интернета нет во вселенной «Звездных войн», хотя, казалось бы, ничто не мешает его иметь при тамошнем уровне футуристических технологий. Плохо с глобальной сетью и в «Звездном пути», хотя большинство сериалов и фильмов этого цикла были созданы, когда Интернет уже существовал и начинал использоваться «простыми смертными».
Отсутствует Интернет в «Бегущем по лезвию» 1982 года, хотя эта картина легла в основу жанра «киберпанк» – мрачной футуристической фантастики, повествующей о киборгах, разумных роботах и глобальных компьютерных сетях. И хотя в позднейших фильмах этого жанра – в частности, в эпопеях «Призрак в доспехах» и «Матрица» – Интернет сыграл значимую роль, в новом «Бегущем по лезвию 2049» глобальной сети тоже не будет. Причем это не простая забывчивость, а принципиальная позиция создателей ленты во главе с режиссером Дени Вильнёвом.
Парадоксально, но факт – Интернет проще встретить в реалистических фильмах и сериалах о современной жизни, чем в фантастических картинах и шоу! Трудно представить, например, нынешние детективные шоу без специалистов по цифровой криминалистике. Что же мешает описывать Интернет будущего и придумывать его футуристические применения сценаристам «Звездных войн», «Звездного пути», «Бегущего по лезвию 2049» и прочих фантастических проектов?
Чтобы понять их затруднение, присмотримся к циклу, все действие которого связано с глобальной сетью и виртуальным миром. Когда в первой «Матрице» мы знакомимся с главным героем Нео, фильм представляет персонажа Киану Ривза как программиста и хакера. Но сколько в трех лентах эпопеи сцен, в которых Нео сидит за компьютером и нажимает на кнопки?
Верно, их почти нет. Все три «Матрицы» в основном состоят из фрагментов, где Нео разговаривает, дерется или стреляет. Программист и хакер ничего не программирует и не анализирует код, хотя в этом теоретически должна быть его главная ценность для восстания против машин.
Аналогично устроен японский «Призрак в доспехах» 1995 года. Интернет важен для его повествования, но в кадре преимущественно разговоры и экшен, а не сосредоточенное щелканье по клавишам.
Легко понять, в чем тут дело. В прошлом считалось, что нет скучнее кадра, чем два говорящих человека, но теперь оказалось, что есть еще более нудная картинка – персонаж за компьютером. Он может делать что-то удивительно важное или исключительно увлекательное, но большинство зрителей умрет со скуки, пока он нажимает на кнопки. Можно пытаться «раскрасить» такие сцены, но лучше их избегать и преимущественно показывать старый добрый экшен. Даже если это экшен в виртуальном мире, как в «Матрице» или в дилогии «Трон».
Итак, Интернет в его обычном понимании в кино использовать можно, однако это использование лучше свести к минимуму, чтобы освободить время для более эффектных и драматичных сцен. Но чем картина футуристичнее, тем сложнее игнорировать Сеть и ее возможности. Особенно когда речь идет о работе сыщика, как в «Бегущем по лезвию» и в «Бегущем по лезвию 2049».
Если мы экстраполируем нынешнее развитие технологий на ближайшее будущее, то мы поймем, что в скором времени полицейским вовсе не придется выходить из участков, а то и из своих квартир. Камеры наблюдения, дроиды и глобальные сети позволят вести расследования, допрашивать свидетелей и арестовывать преступников дистанционно. Уже сейчас внедряются компьютерные программы, которые прочесывают видеопоток с камер наблюдения в поисках разыскиваемых подозреваемых. Добавьте к этому летающий беспилотник, который пикирует на людей, надежно их фиксирует и относит в полицию, и вот вам система, способная задержать человека по нажатию кнопки.
У такой системы много плюсов, но не с точки зрения режиссера, оператора и зрителей. Мы ждем от детективного кино, что коп будет бродить по сомнительным местам, лично беседовать с опасными типами и участвовать в погонях и перестрелках. Чем опаснее жизнь полицейского, тем увлекательнее она для зрителей. Да, бывают популярные детективы, которые почти не рискуют жизнью (скажем, Ниро Вульф из романов Рекса Стаута или главная героиня сериала «Ищейка»), но это лишь значит, что у них есть помощники, которые делают за них «грязную» работу. Так что публика все равно получает свою дозу адреналина.
Именно этим руководствовались авторы «Бегущего по лезвию 2049», когда решили, что в их фильме не будет Интернета и что главный герой будет вести следствие по старинке, а не нажимая на кнопки. Мало того, они придумали три короткометражных пролога, которые среди прочего объясняют, почему персонаж Райана Гослинга не может получить все ответы на свои вопросы, не вставая из-за компьютера. Эти прологи уже можно посмотреть в Интернете, как бы иронично это ни звучало.
Значит ли это, что Интернет будут старательно игнорировать и в будущих футуристических лентах, за вычетом аналогов «Матрицы»? Очевидно, нет. Кинематографисты должны придумать, как правдоподобно и эффектно задействовать Сеть. У них просто нет выбора. Ведь чем больше времени мы проводим в Интернете, тем труднее нам представить будущее, где ничего подобного нет. Разговор по телефону тоже не слишком кинематографичен, но его же как-то освоили! Вот и Интернет освоят… Рано или поздно.